Колоски…

Уважительное отношение к хлебу как к продукту труда многих людей у меня сложилось со школьной скамьи...

Уважительное отношение к хлебу как к продукту труда многих людей у меня сложилось со школьной скамьи. Опытные педагоги Саковщинской средней школы Воложинского района учили ценить каждую корочку. Не можешь доесть хлебушек, без устали повторяли учителя, все равно не выбрасывай – отдай птичкам, котенку, собаке или лошадке. 

Хлеб – это жизнь! Он приносит людям огромную пользу! До сих пор помню немало притчей и рассказов о хлебе... 

Вместе с тем, каюсь, иногда и мне, проживающему уже многие годы в городе, казалось, что в период осенне-весенних работ и по телевидению, и в газетах слишком много пекутся об уборочной или посевной кампании – убрано, засеяно столько-то площадей, намолочено столько-то зерна… 

Более того, бывало, что телевизионные и газетные сводки о достижениях тружеников сельского хозяйства немного даже раздражали, стоило, например, зайти в магазин и не увидеть свежевыпеченного полюбившегося хлебушка. Настолько быстро привыкаешь и жить комфортно, и питаться вкусно! 

К сожалению, забываются, а многим нынешним молодым людям, возможно, и вовсе незнакомы «дедовские» рассказы о колосках. О тех немногих зернышках пшеницы, которые с риском для жизни собирали на колхозных полях наши деды и прадеды в голодные тридцатые, сороковые годы прошлого столетия. Чтобы накормить детишек, отцам и матерям приходилось действительно нередко рисковать жизнью! Ведь в то время пойманных в поле с колхозными колосками объявляли расхитителями и «врагами народа». Наказание – вплоть до расстрела! Если «повезло» — тюрьма. Так жили, такое было время… 

Впрочем, оно примирило и собирающих, и охраняющих зернышки. Остались лишь колоски. Как память и символ жизни! 

В очередной раз задуматься о хлебе насущном побудила и публикация в воложинской районной газете «Працоўная слава» журналистки Елены Збиренко «Не пакаштавала Стэфачка хлеба». Оказалось, что речь в ней идет… и о моей родне по материнской линии. Вот ведь как порою случается. Была у моей бабушки сестричка – маленькая Стефочка. Родиться и расти ей выпало в нелегкое, голодное время. Кое-как отсеявшись сразу по весне, голодали. Ели суп из крапивы и лебеды… 

Маленькая Стефочка то и дело просила у родителей «хоть кусочек хлебушка». «Потерпи, — чаще отвечали ей взрослые, — вот вырастут колоски, созреют, обмолотим зернышки, перемелем их на муку и испечем настоящий каравай!» 

Не раз на день бегала девчушка смотреть в поле: вдруг уже созрели те колоски, а взрослые о них просто забыли? Так ей кушать хотелось… 

И вот, наконец, настал тот долгожданный день, когда колоски были скошены и обмолочены, а мама из свежей муки готовилась испечь хлебушек. 

— Когда же можно будет попробовать хлебушка? – суетилась, лезла под руки маленькая Стефочка. 

— Потерпи еще немножко, ишь какая нетерпеливая, — успокаивали ее взрослые. 

От хлебного запаха у голодной девчушки кружилась голова. Она так ждала и радовалась и не в силах была удержать в себе это счастье — испробовать долгожданного хлебушка, что попросилась прилечь на кроватку, наказав, чтобы ее сразу же разбудили, когда хлеб испечется. С улыбкой на устах в предвкушении той великой минуты устроилась малышка на маминой кровати да так и уснула. 

Когда хлеб поспел и его достали из печи, первым делом пошли будить Стефочку. Она лежала, застыв навечно в кровати, с детской улыбкой на устах в предвкушении великой радости, которой так и не смогла дождаться… 

Так познается настоящая цена золотых хлебных колосьев! 

А понимая настоящую цену хлеба, никогда не станешь им пренебрегать! Слава и почет людям, которых мы с гордостью величаем хлеборобами! 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter