БАЗОВУЮ модель 11 лет выпускал Таганрогский комбайновый завод. В отличие от «Нивы» «Колос» неоправданно забыт. В хозяйствах едва можно отыскать механизаторов, которые работали на этой технике. Последний СК-6 на металлолом порезали в сельхозпредприятиях около 20 лет назад.
Визуально от «Нивы» он отличался расположением бункера. Как работали на ставшей уже раритетной технике аграрии? В чем ее плюсы и минусы?
ЗАЧЕМ было разделять бункер на две части? Оказывается, из соображений… эстетики. Нужно снять шляпу перед главным конструктором Ханааном Изаксоном, который в советское время сумел отстоять «неоправданно сложную» конструкцию. В итоге комбайн, чего скрывать, получился красивый.
С такой конструкцией оказалось возможно и удобно выгружать зерно прямо на ходу. На лобовом стекле жалюзи, есть отопление, вентилятор, предусмотрена изоляция от шума, автоматика сигнализирует о заполнении бункера. Из кабины можно было контролировать работу копнителей, соломотряса и зерновых шнеков.
Правда, из-за бункеров слева и справа сильно сужался обзор. На «Ниве» можно было сдавать назад, не вставая с кресла. На «Колосе» этот маневр проводился, можно сказать, вслепую, кабина оказывалась зажата между бункерами. Забраться в кабину тоже было сложно, приходилось крутиться, много поворачиваться.
Одни механизаторы хвалят «Колос», другие ругают. Из компоновочных проколов — неимоверная теснота вокруг двигателя. Говорят, что на «Ниве» обслуживать мотор было проще. К тому же у «Колоса» он слабый. Из-за этого не получалось использовать все преимущества высокотехнологичной конструкции. Зато работали турбонадув и охлаждение жидкостного типа. Для запуска мотора — стартер. Им управлял комбайнер из кабины.
Из-за двухбарабанной конструкции в машине оказалось в два раза больше механизмов и деталей: вариаторов, шнеков, подающих зерно в бункер. Все это усложняло эксплуатацию, однако не делало ее невозможной. Не возникало проблем с запчастями, их стоимость была хозяйствам по карману. «Колос» работал продуктивно в умелых руках и только у ленивых не давал результатов.
Для механизатора КУП «Селявщина» Россонского района Вячеслава Шламкова минувшая уборочная тридцать пятая. На современном комбайне КЗС-1218 хлебороб показывает лучшие результаты в районе.
Его отец тоже работал в этом колхозе, который тогда назывался «Новый мир». О нелегком сельском труде хлебороб знает с детства. Окончил десять классов и устроился помощником комбайнера. Первый его агрегат — «Колос».
Вячеслав вспоминает, что комбайну шел второй сезон, в поле работал исправно и практически не ломался. И все бы хорошо, если бы глава экипажа не поругался с… председателем хозяйства и не бросился на него с кулаками. Вячеслав как раз оказался рядом и, несмотря на юный возраст, сумел смягчить ситуацию, взявшись за… лом.
Удивительно, но увольнять горячего комбайнера председатель не стал. И милицию не вызывали. Руководитель мудрый, понимал, что так поломает своему подчиненному жизнь. Посоветовался с односельчанами и решил понизить дебошира до полевода.
А Вячеслав Евгеньевич после той истории пошел на повышение, стал комбайнером, благо в технике разбирался, «Колос» свой знал как пять пальцев.
Осенью юношу призвали в армию. Как вернулся, женился. И легковушкой новой обзавелся. Отец добавил денег и предложил купить подержанную «шестерку» — за шесть тысяч рублей. Часть этой суммы он скопил, когда работал в поле.
В те времена что на «Колосе», что на «Ниве» комбайнеры зарабатывали много. Урожайность около 30 центнеров с гектара для района с не сильно плодородными почвами — хороший показатель. Уборочная длилась около месяца, и за это время механизатору начисляли около тысячи рублей.
Вячеслав Евгеньевич говорит, что «Колосов» на район было всего несколько. К примеру, в колхозе «Новый путь» из восьми комбайнов — два «Колоса». Причем ему достался относительно новый.
В хозяйстве зерно убирал еще второй, семилетний «Колос». На нем работал опытный механизатор Николай Ткачев, награжденный орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Удивительно, что руководство на такую старую технику посадило уважаемого человека. Обычно ее передавали провинившимся (как, например, старые тракторы «Сталинец»).
Недостатка в тракторах и комбайнах в начале 80-х годов хозяйства не испытывали. Техника поступала в район по разнарядке. Причем иногда столько, что не успевала выработать моторесурс, а ее сдавали на… металлолом. Хозяйству было гораздо выгоднее порезать на части, чем возиться со старой.
Еще один вариант — комбайн могли запросто подарить кому-нибудь. Так произошло и с «Колосом» Вячеслава Евгеньевича. На нем он отработал всего один сезон, затем СК-6 передали для занятий в училище.
Больше парень его не видел, последующие годы работал на «Доне». Однажды он загорелся прямо в поле. Огонь вспыхнул в области двигателя. К счастью, комбайнер вовремя заметил это, остановился и сумел погасить пламя. Технику тогда спасти удалось. А вот с «Колосом» такого не случалось.
СПК «Озеры Гродненского района» в 2003, 2004 и 2012 годах занимало первые места на республиканских «Дажынках». Антон Цыпрусевич — механизатор с 40-летним стажем. Работал на СК-4, помнит СК-6. На первом не то что вентилятора, кабины не было. В жару прямо в лицо с ветром летели солома, пыль. После рабочего дня выглядел как шахтер. В СК-6 кабина защищала.
Антон Цыпрусевич — заслуженный работник СПК. Сейчас управляет современным комбайном. Говорит, что эта техника, по сравнению с «Колосом», «Нивой», — небо и земля. Электроника, бортовой компьютер. Хотя с другой стороны, если выйдет из строя, сам не починишь, нужен специалист.
«КОЛОС» — несправедливо забытая легенда. Сейчас средний возраст механизаторов, которые на нем работали, — 55—60 лет. Многих уже нет в живых. Завод в Таганроге закрыт, 12-этажное здание заводоуправления заброшено.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса: 9455 кг. Максимальная скорость движения: 7,4 (рабочая) и 18,7 (транспортная) км/ч. Бункер двухсекционный с автосигнализацией и вибрационным механизмом. Жатка унифицирована с жаткой комбайна «Нива». Молотилка двухбарабанная, ее ширина 1500 мм (первая в СССР). Двигатель СМД-64, 150 л.с. Топливный бак на 300 л.
В ТЕМУ
В 1947 году на заводе в Таганроге освоили производство первого в СССР самоходного комбайна С-4 (с 1954-го — С4М). В 1952-м с конвейера сошла первая партия хлопкоуборочных машин СХП-21. В 1953 году на базе завода организовалось Государственное специальное конструкторское бюро по зерноуборочным машинам (ГСКБ). В 1958-м заводчане начали делать комбайн СК-3 (за 1958—1962 годы — 22 409 штук). На всемирной выставке в Брюсселе техника завоевала Гран-при.
В 1971 году начался выпуск комбайнов СК-6П «Колос». В 1973-м на международной выставке «Агромашэкспо» в Будапеште он получил золотую медаль. В мае 1977 года с конвейера сошла пятисоттысячная модель. В октябре 1984 года завод приступил к выпуску модернизированного комбайна СК6П-А «Колос».
Семенные хлеба предпочтительнее убирать зерноуборочными комбайнами с двухбарабанным бильным молотильным аппаратом, каким был «Колос» СК-6-II. Сейчас такой же комбайн выпускают под маркой «Енисей-954».
kovalev@sb.by
Фото Натальи МАКСИМЕНКО