«Колокольня» Николая Останина

В  спортшколах добываются не только победы, здесь укрепляется характер

В  спортшколах добываются не только победы, здесь укрепляется характер

Ольга Климович  стала чемпионкой Минской области по дзюдо среди девочек. Радость у спортсменки, которая занимается в областной комплексной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва, огромная.  Теперь она  мечтает покорить пьедестал первенства республики. Как и подруга по столичной СШ № 95 Ольга Малейко. Девочки дружат, вместе тренируются, выступают на соревнованиях. Правда, в разных категориях.  

Привела Климович в спортшколу ее одноклассница. Подруга вскоре не выдержала нагрузок и ушла. А она осталась. Оле нравится спорт, борьба на татами и победы над соперницами… И у нее есть свои планы. Конечно же, чемпионские!  

— На этом первенстве еще две наших девочки и шестеро  мальчиков  заняли первые места, — сказал корреспонденту «Р» тренер Оли Николай Останин. – И все они подают большие надежды. 

Николай Васильевич, отдавший спортивной борьбе более тридцати лет,  рассказывает о своих воспитанниках, коллегах. В отделении дзюдо трудятся Александр Пушкин и Виктор Манинов – известные в стране специалисты. В школе занимались чемпион Европы Максим Сацук, победитель и призер этапов Кубка мира Ольга Лещенко, обладатели кубков страны Евгения Канончик и  Александр Рожков, двукратная чемпионка планеты и континента по борьбе на поясах Анастасия Пушкина, которая, кстати, тренировалась под руководством  отца…   

— Приятно работать с детьми, – говорит Останин. – Видишь, как они прибавляют в мастерстве, как у них вырабатывается характер.       К сожалению,  сегодня почти у всех, кто приходит к нам, есть отклонения в здоровье. В 70-е годы многих мы бы не взяли. Но теперь  зачисляем. Если раньше самый слабый мальчик  подтягивался 10—15 раз, то нынче столько делает самый сильный. Наверное, сказывается  то, что  детвора ведет малоподвижный образ жизни – у телевизоров, компьютеров. Поэтому и начинаем занятия с укрепления их здоровья. 

Уроки физкультуры в школах  не могут полностью физически нагрузить ребят. Всего 45 минут – пока переоденешься, разомнешься,  уже и звонок прозвенел. Поэтому возрастает роль спортшкол, где дети могут полноценно заниматься спортом. И, на мой взгляд, сейчас нельзя делать занятия в них платными. Этим многие будут отвергнуты. В нашей группе, например, занимается мальчик из многодетной семьи. Конечно, он уйдет, если придется платить. Когда едем на соревнования за свой счет,  нередко оплачиваем за него расходы.  Приходят на тренировки и детдомовцы. Как им тогда быть? 

Раньше наша школа была в системе образования и относилась к обществу «Трудовые резервы». Сейчас она в ведении Минспорта. Приходится дорого платить за аренду спортзалов. Помню, когда-то  просили позаниматься, чтобы только зал не пустовал. И запускали туда десятки воспитанников, никому в приеме в секции не отказывали. Теперь же первым делом спрашивают: а заплатили? Поэтому и не можем увеличить количество занимающихся в группах. К тому же  бюджет школы не резиновый.  Дети тренируются в Республиканском центре физического воспитания учащихся и студентов в БГУФК. Приходится ехать в университет через весь город – из Шабанов, Чижовки, Ждановичей, Боровлян… В этих микрорайонах, а также в Серебрянке, Лошице, в районе автозавода нет хороших спортивных баз. Надеялись,  будет она  в Серебрянке, где начали строить физкультурно-оздоровительный центр. Однако там почему-то на месте будущего стадиона  возник рынок...  

Зачастую тренеры заменяют родителей и учителей. И если со многими папами и мамами общаемся постоянно, то с педагогами контактов почти нет. За многолетнюю тренерскую карьеру только однажды  классный руководитель  пришла в секцию. Да и то поругаться. О завучах и директорах и вовсе говорить не приходится. Хотя, бывало, у меня в группе занималась половина одного класса. И нам есть о чем поговорить с учителями, что посоветовать им с нашей «колокольни».  

Помню, перестал тренироваться один мальчик. Его, как выяснилось,  оставляли на дополнительные занятия. И после уроков, когда голова уже ничего не соображает, он должен был  еще что-то доучивать.   Оказалось, школьника таким образом просто воспитывали. Напросился на педсовет. Спрашиваю: «А вы гарантируете, что вырастите из этого ученика профессора или кандидата наук?» Педагоги  улыбнулись. «А я уверен, что сделаю из него, как минимум, кандидата в мастера спорта». В общем, договорились мы. Окончил этот парень школу, стал мастером спорта, получил специальность инженера-строителя. Теперь возглавляет известную в стране строительную компанию. 

Хорошо, что в стране здоровому образу жизни уделяется повышенное внимание. Спорт и физкультура – это не только яркие победы, но и здоровье, воспитание людей. И сегодня важно придать новый импульс развитию именно детского спорта. Надо укрепить базы спортшкол, больше проводить турниров. Заботы о детском спорте всегда окупятся сторицей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter