В чем же секрет мастера? Почему бесхитростные букеты полевых цветов, растущих на полях и по обочинам дорог, обычные глиняные горшки с кувшинами, корзины и рушники вызывают такой восторг?
Ответить на этот вопрос не очень сложно. Достаточно сходить в художественный музей и постоять у хрестоматийного полотна Валерианы Жолток — «Колокольчики лесные». Об этой работе написано много искусствоведческих статей и, что самое интересное, сотни школьных сочинений. Сюжет прост. Распахнуто окно бревенчатой хаты, а на подоконнике огромный букет лиловых колокольчиков в простом глиняном кувшине и полотенце... Вот, собственно, и все. Но полотно притягивает, заставляет улыбаться и вздыхать. Кто собрал этот букет? Для кого? Может, деревенская девчонка, а возможно, кто–то из взрослых. Стоишь, смотришь — и на душе становится беззаботно и легко. Лето, каникулы, лес, река, деревня... В простой и обыденный сюжет вмещается большой отрезок времени — счастливого. И каждый, кто останавливается у этого полотна, вспоминает что–то свое, только ему известное. Я видел у этой картины и детей, и людей пожилых, все улыбались...
Вот в этой бесхитростности, легкости и простоте секрет ее популярности как у зрителей, так и у коллекционеров. И, конечно же, мастерство, с каким написаны все эти узнаваемые и милые цветы, предметы и пейзажи нашей земли.
Я не был знаком с известной белорусской художницей Валерианой Жолток, ни разу с ней не говорил. К сожалению, встретиться уже и не сможем. Она умерла в 2000 году. Но ее работы остались, и они продолжают радовать и вызывать добрые воспоминания у тех, кто их видит.
Фото Евгения КОКТЫША.