22 марта 1943 года гитлеровские палачи разграбили и сожгли дотла вместе с жителями деревню Хатынь

Колокола Хатыни

На 22 марта 2016 года на сайте Национального архива в электронном списке белорусских деревень, уничтоженных нацистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны, значилось 9.086 населенных пунктов. Лесная деревня Хатынь в Логойском районе — не только входит в этот мартиролог, но и выступает его символом. Собственно говоря, уже 73 года, как нет никакой деревни Хатынь на карте Беларуси. Есть Государственный мемориальный комплекс, а саму деревню гитлеровские палачи разграбили и сожгли дотла вместе с жителями 22 марта 1943 года. В огне и от пуль карателей погибло 149 человек, 75 из них — дети до 16 лет. Практически все сгорели заживо... Их память, память всех жертв нацистского террора почтили во время акции «День памяти», которая прошла вчера в мемориальном комплексе «Хатынь».



Открывая митинг, директор мемориала Артур Зельский заметил: «Хатынь» порождена войной. Но вместе с тем «Хатынь» — мирный мемориал, ведь он рассказывает о мирных людях». В соответствии с неумолимой логикой насилия, именно мирные люди прежде всего становятся жертвами жестокости и человеконенавистничества. Так произошло 73 года назад, так происходит и сегодня.

— По дороге в «Хатынь» мы услышали сообщение о трагедии в Брюсселе, о страшных взрывах, унесших безвинные человеческие жизни. Это тоже война. Война против мирных граждан, — поделился своими переживаниями с участниками митинга заместитель председателя Минского областного исполнительного комитета Виктор Сиренко. — Мы находимся на святой земле Хатыни и понимаем, что память о ее безвинно погибших жителях снова и снова должна напоминать всем нам: войны не должно быть — ни в умах, ни в сердцах людей. Человечество нуждается в мире, взаимопонимании и любви. Насилие, любое использование оружия недопустимо.

В 1969 году на месте сожженной деревни Хатынь открылся мемориальный комплекс. Его создал творческий коллектив замечательных мастеров: архитекторы Юрий Градов, Леонид Левин, Валентин Занкович и скульптор Сергей Селиханов. Храмом под открытым небом, где увековечена память не только хатынцев, но каждого третьего жителя Беларуси, погибшего во Второй мировой войне, назвал мемориальный ансамбль заслуженный архитектор Юрий Градов, выступая на митинге: «Мы сегодня скорбим. Но посмотрите, как много здесь молодежи с цветами, свечами в руках. Значит, жизнь продолжается!» 



Тема души, духовности ярко и эмоционально прозвучала и в краткой проповеди настоятеля православного Всехсвятского прихода в Минске протоиерея Федора Повного. Принимая капсулу с землей, взятой на пепелищах Хатыни для символического захоронения в крипте Храма–памятника в честь Всех Святых, священник образно назвал Хатынь местом, «в котором замер 1943 год: он застыл в этом сером грустном бетоне, в звуке колоколов, в словах и цифрах, которые доходят до сознания в созвучии с болью». Эту боль нельзя здесь не чувствовать: «Мы молимся о погибших, они — наш род, и вместе мы составляем единый народ».

Да, мы, сегодняшние, и они, из 1943 года, — единый народ. И каждый, кому дорога память своего народа, может принять участие в сохранении нашей общей памяти. Работа по уточнению списка сожженных деревень продолжается.

ulitenok@sb.by

Советская Белоруссия № 53 (24935). Среда, 23 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter