Президент посетил Могилевский государственный университет имени А.Кулешова

Коллоквиум в Могилеве

У каждого человека есть места, бывать в которых доставляет особое удовольствие...

У каждого человека есть места, бывать в которых доставляет особое удовольствие. Они, как верстовые столбы, отмеряют значимые жизненные вехи. Город, в котором родился. Школа, где впервые сел за парту. Время армейской службы — для мужчин. Вуз, давший путевку в большую жизнь. Заводской цех, сельское поле... Подумалось, что даже не зная того, что свой первый диплом историка Президент получил в Могилевском государственном университете, об этом можно было запросто догадаться. Едва переступив порог родной альма–матер, он словно посветлел лицом. Внимательный взгляд, казалось, проникал сквозь стены, далеко в первую половину 70–х прошлого века. В годы студенчества, дерзновенной юности.


Президента встретили преподаватели тех времен и однокашники. Завязался обычный разговор, который можно услышать на любой встрече выпускников. Александр Лукашенко вспомнил вступительный экзамен по русскому языку. Как незначительная ошибка могла закрыть путь в вуз и развернуть жизнь совсем иначе. Но педагоги, руководство учебного заведения поддержали молодого человека. А он сидел в аудитории на пятом этаже, смотрел в окно на проходящие неподалеку поезда и думал: а надо ли оставаться в душном городе? Правильную ли выбрал дорогу? А вот вскочить бы в первый же вагон и вернуться домой, к привычному укладу... Однако маму это явно не обрадует. Да и сворачивать с пути, на который ступил, уже негоже.


Откровенно вспоминая о студенчестве, Александр Лукашенко подходит к стенду «Они создавали университет». С репродукций старых снимков смотрят педагоги прошлых лет. Президент без труда узнает своих учителей, интересуется их судьбой. К сожалению, многие уже ушли из жизни. Но некоторые здравствуют и даже занимаются общественной работой. И это на девятом десятке лет! Крепкие люди. Не только физически, но и духовно, морально, нравственно. В чем–то даже в хорошем смысле бунтари, заметил Президент. Но конструктивные. С очень прочной жизненной позицией. Они всегда имели собственную точку зрения на любой вопрос и не боялись ее мотивированно отстаивать. За что и были глубоко уважаемы...


Этот разговор о юности мог бы затянуться очень надолго. Ведь его тема, как говорят, из разряда вечных. Но Президента с нетерпением ждали студенты. Встречи Президента с такими аудиториями — давняя традиция. И начиналась она с формата лекций с последующими ответами на вопросы слушателей. На этот раз он был изменен. В МоГУ с участием Президента прошел коллоквиум. Это в классическом варианте такой способ контроля знаний. Он не предполагает обязательного выставления отметок, но в свободной дискуссии позволяет педагогу ощутить степень владения аудиторией той или иной темой. Конечно, такой стиль общения — своего рода и экзамен для преподавателя. Ведь он позволяет оценить и результативность собственной работы: как аудитория усваивает материал? Правильно ли его понимает? Способна ли к его вдумчивому, творческому осмыслению? Забегая вперед, скажу, что обе стороны этот экзамен выдержали достойно. Молодые люди в разговоре были активны. Высказывали интересные, вполне зрелые суждения.


Тема для разговора была не самой простой и тоже в чем–то близкой к разряду вечных: «Беларусь в контексте современной цивилизации: цели и перспективы развития». Горячие дискуссии об этом можно вести на каждом этапе государственного развития. Но сегодня они получаются особенно жгучими. Слишком уж противоречивый этап переживает человечество. Как выразился Александр Лукашенко, «цивилизационный сдвиг», когда казавшиеся незыблемыми законы общественных отношений и нравственные нормы постепенно утрачивают свою силу:


— Информационная революция свела на нет все пространственные и временные барьеры. Экономические процессы в мире давно вышли на наднациональный уровень... Глобализация производства и капитала влечет за собой очень серьезные трансформации в духовной сфере.


Увы, далеко не позитивные трансформации. И вот на этом фоне еще рельефнее проявляется проблематика сохранения нашей идентичности как нации в будущем. Укрепления государственности. Хотя, с другой стороны, Президент поставил вопрос и иначе: а насколько актуальными эти вопросы будут ну хотя бы через поколение? Не разъест ли глобализация сами понятия суверенных государств и отдельных народов?


Свой взгляд на проблему Александр Лукашенко обозначил сразу:


— С точки зрения будущего отдельных наций и суверенных государств я, наверное, могу назвать себя историческим оптимистом. Несмотря ни на какую глобализацию, понятия Родины, Отечества, независимости своей земли еще очень–очень рано списывать в исторический архив...


Однако, подумалось мне, чтобы так мыслили и будущие поколения, нужно нам, а еще важнее — современной молодежи приложить немало сил. В том числе и интеллектуальных, задумываясь над важными философскими категориями. Да, контуры белорусской национальной идеи чувствуются. Президент сказал:


— Это мир, согласие и взаимовыручка в нашей большой общей семье, имя которой — белорусский народ. Это привычка жить своим трудом на своей земле. Это добросердечие ко всем, кто живет рядом с нами и кто приходит к нам с миром...


И все же в концентрированном виде, как говорится, в двух словах эта идея пока не имеет выражения. Президент это честно признал и предположил: может, нынешняя молодежь сможет ее сформулировать?


И в дальнейшем развитии разговора увиделось, что молодые люди хотели бы к этому стремиться. Да, по высказываниям студентов можно судить о том, что в целом фундаментальный исторический оптимизм Президента они разделяют. И государству, и нации — жить. Однако Александр Лукашенко здесь изменил педагогическую тактику и выступил в роли недоверчивого оппонента. Посыпались простые, но логичные вопросы, как говорится, на засыпку. Почему? А ваши дети так же будут думать? А что вы для этого сделаете? А как им это докажете?..


Да, ожидаемо было, что молодые люди сегодня не дадут стопроцентно эффективного рецепта развития белорусской государственности, укрепления нашей нации как общей семьи. И не в этом, пожалуй, основная цель мероприятия. Здесь особая ценность не только в том, что говорилось, но и как говорилось. А говорилось юношами и девушками не просто заинтересованно. Они действительно душой чувствуют все эти тонкие вопросы.


Беседа плавно перекатывалась с лирично–философских категорий на прагматично–экономические. Выходила на тончайшие грани идеологической проблематики и возвращалась к жестким математическим законам дебета и кредита государственных финансов. Я намеренно не касаюсь здесь конкретных деталей. Не хочу перегружать читателя обилием цитат. Искренний, живой разговор непросто передать печатным словом. Его течение заинтересованные люди видели вчера в выпусках новостей. Могут в любой момент пересмотреть видеозаписи, растиражированные в интернете. Главным же итогом мне увиделось то, что Президент и студенты обсуждали сложнейшие темы фактически на равных. Не только понимая, но и чувствуя мысли друг друга: о себе, о близких, о стране, о наших соседях, о дальних друзьях, о будущем планеты и нашем месте на ней. В сущности схожие мысли, только что с поправкой на возраст. Взаимное понимание более чем очевидно. Значит, связь поколений не утрачена. И именно в этом залог нашего общего исторического оптимизма на будущее. Однако его надо подкрепить делами. Александр Лукашенко завершил разговор такими словами:


— Надо терпеливо идти к строительству своего дома, чего бы это ни стоило. Я к этому готов. Мне не легче, чем вам. Готовы ли вы? Подумайте каждый и сделайте свой выбор, определитесь... А я буду болеть за наших белорусов и выстраивать их жизнь, чтобы было хорошо им и их детям...


Аплодисменты... Президент вышел из аудитории. А следом — несколько минут тишины. Никто не поспешил к выходу. Слова тронули. Студенты были впечатлены и размышляли...


P.S. Сегодня Президент продолжит рабочую поездку по регионам. Темой работы в Гомельской области станет сельское хозяйство.

 

Советская Белоруссия №197 (24334). Пятница, 18 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter