Коллекция модной недвижимости. Оптом и в розницу

Об оценке госсобственности

Почему случается, что здания в центре Минска продаются по бросовым ценам? Этот вопрос был поставлен в статье «Кому это надо?» («СБ» от 29 августа). Речь шла о загадочной распродаже площадей Минского приборостроительного завода, крупного предприятия, гремевшего когда–то на весь Союз. Конкретно  о центральной части здания заводоуправления. Золотые, казалось бы, метры в двух шагах от площади Якуба Коласа были выставлены на аукцион по цене чуть больше 600 долларов, а проданы за 730. Как это оказалось возможным? Куда смотрели курирующие госорганы?


Редакция получила два письма: одно за подписью председателя Госкомимущества Г.Кузнецова, второе от заместителя министра промышленности Л.Сивчик. Процитирую наиболее интересные фрагменты.


«Здание корпуса № 9 по пр–ту Независимости, 58 в г. Минске площадью 5.424 кв. м., являющееся собственностью ОАО «Минский приборостроительный завод», арестовано решением хозяйственного суда г. Минска на основании описи инспекции Министерства по налогам и сборам по Советскому району г. Минска от 10 августа 2006 г.».


«Указанное здание было продано 31 января 2007 года хозяйственным судом г. Минска на открытом аукционе иностранному обществу с ограниченной ответственностью «Манолиум–Процессинг». Начальная цена согласно экспертной оценке составляла 7.191.803.560 белорусских рублей, цена продажи — 8.500.000.000 белорусских рублей. Аукцион проводило КУП «Минский городской центр недвижимости».


«В соответствии с законодательством согласование данной сделки по отчуждению арестованного имущества не требовалось ни с Госкомимуществом, ни с Минпромом».


Получается, поставленный в статье вопрос повисает в воздухе? Сделка прошла с соблюдением всех формальностей, «согласования не требовались». С кого спросить теперь за потенциально упущенную с точки зрения государства выгоду? Пообщавшись на эту тему со многими специалистами, я пришел к выводу: корень подобных труднообъяснимых продаж в размытости нормативной базы, которая регулирует сферу оценки. Мне могут возразить: в стране разработаны методики оценки имущества, системы коэффициентов. Это действительно так. Однако на практике к одному и тому же объекту можно подойти с разным аршином. А после, если возникнут острые вопросы, «прикрыться» всевозможными инструкциями, постановлениями и методическими указаниями. И, как говорится, взятки гладки.


Один из авторитетных экспертов в сфере недвижимости детально объяснял мне причины, по которым арестованный за долги корпус Минского приборостроительного завода был выставлен на продажу по 615 долларов за метр. «Возле заводоуправления негде припарковаться, здание удалено от многих государственных учреждений», — перечислял минусы собеседник. Со всем этим можно было бы согласиться, но... Совсем недавно на аукцион было выставлено «трехэтажное кирпичное нежилое капитальное строение общей площадью 5.978 квадратных метров». Адрес тот же: проспект Независимости, 58. Когда–то указанные площади тоже принадлежали Минскому приборостроительному заводу. Теперь ими владеет никому не известная частная фирма (или, как модно сейчас выражаться, непубличная компания). Так вот эта компания выставила бывшие заводские площади на аукцион. Стартовая цена — 29 млрд. рублей. Или, если перевести в доллары, почти 2.300 у.е. за метр. Наверняка на этой продаже фирма получит отличный «навар». А что же государство? Почему арестованная собственность завода продавалась в 3 раза дешевле?


«А зачем цепляться за здания убыточных заводов? Разве будет хуже, если на их площади придут частные инвесторы?» — как-то сказал мне государственный служащий Н. Вопрос правильный. Только прошу не путать: «инвесторы», которые специализируются на спекуляциях с недвижимостью, навряд ли так уж необходимы нашей экономике. Да и строительство бизнес–центров, бум которого мы наблюдаем, трудно отнести к серьезным инвестициям. Где здесь новые технологии, где рабочие места?


Парадоксально и вот что. Если некоторые предприятия в Минске распродаются едва ли не за копейки, то объекты за МКАДом, часто хиреющие, выставляются за баснословные деньги. На днях по ТВ прошел сюжет о разваливающейся бывшей топливной базе в Колодищах, которая была оценена в 9 миллиардов рублей. Инвестор, собиравшийся построить на месте полусгнивших сараев логистический центр, опешил, узнав о сумме.


Что же получается? Одни чиновники боятся и чересчур перестраховываются в оценке госсобственности. В этом случае в нее закладываются максимальные, космические коэффициенты. В то же время другие чувствуют себя очень даже вальяжно... Чем это объяснить?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter