В Национальном художественном музее открылась выставка к 75‑летию Великой Победы

Коллекция историй

Разные стили и жанры, объединенные главной темой. Сегодня в Национальном художественном музее открывается выставка «75 лет Великой Победы». Формат камерный, без вернисажа и громких речей. Масштабное открытие планировали провести весной, но пандемия внесла корректировки в планы музейщиков. Новая экспозиция, наконец представленная публике, — это, по сути, собранные в одном зале знакомые с детства хрестоматийные работы, которые последовательно расскажут гостям о судьбах поколения победителей. 

Тему войны многие белорусские художники разрабатывали и интерпретировали в течение всей жизни.

Военная тема была первой и важнейшей для белорусского искусства в течение почти четырех десятилетий. Куратор выставки Ольга Архипова выделила три поколения мастеров, затронувших в своем творчестве тему войны. Первое поколение — это очевидцы, художники 1930‑х, чья творческая зрелость пришлась как раз на военные годы. Эпические полотна Виктора Громыко и Леонида Щемелева (в этом году, к слову, мэтр советской живописной школы отпраздновал 97‑й день рождения!) обычно становятся первыми, у которых задерживаются гости НХМ, перейдя в зал современного белорусского искусства. Их картины о войне — уже сами по себе часть военной истории. Глаза, лица, позы солдат накануне или после сражений, сцены победы — только художники‑фронтовики могли найти точную деталь, чтобы в считаных сценах рассказать обо всем, что видели и испытали за страшные четыре года…


Следующее поколение — это художники военного детства. К таким относится, например, Май Данциг. Его картины, говорят искусствоведы, как сложная музыка. Даже название одной из работ, представленной на выставке, — «Спадчына» — созвучно знаменитой композиции Игоря Лученка в исполнении легендарных «Песняров». Вторая картина — «Вечный огонь» — это уже философские размышления и чувства целого поколения, пережившего войну. Особое значение в этой работе имеет небольшая записка на переднем плане, затерявшаяся среди живых цветов. Кому точно адресованы слова «Миша! С праздником Победы!», музейщики до сих пор не знают.


Третье поколение художников, писавших на тему войны, родилось в 1950—1960‑е годы. Это наши современники, знающие о боях по произведениям искусства или со слов родителей, продолжает Ольга Архипова:

— В таком «хронологическом» делении, мне кажется, есть свой смысл: каждая формация привнесла в эту тему свое присущее времени и судьбе мироощущение. Одно их объединяет: понимание, что для такой святой темы, как Великая Победа, нужна правда, без внешних «шумовых» эффектов и ложного пафоса. 

Картина «Вернулись» Николая Селещука.

Среди неожиданных кураторских находок — одно из полотен «белорусского Дали» Николая Селещука. На военную тему он практически не писал — тем интересна написанная через 40 лет после Победы картина мастера «Вернулись». Эта работа как негатив старой черно‑белой фотографии. Три друга, три боевых товарища. Что осталось «за кадром» знают только те, кто пережил войну.


От отечественных мастеров — к русским художникам. Эти работы из фондов НХМ не так часто экспонируются. Поэтому выставка «75 лет Великой Победы», обращает внимание Ольга Архипова, это отличный шанс рассмотреть каждое из полотен в деталях и мазках:

— Здесь есть работы Валентина Сидорова, Федора Мадорова, «Кукрыниксов». Плюс представлены картины Витольда Бялыницкого‑Бирули и Абрама Рабкина — оба родились на белорусской земле (первый в деревне под Белыничами, второй — в Бобруйске), но большую часть жизни прожили в России.


Увидят гости и произведения, давно ставшие хрестоматийными, — например, «Партизанов Беларуси» Леонида Дударенко. Узнать историю этой и других работ можно вплоть до 25 октября.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter