Коллекцию Александра Володчинского сравнивают с малой Третьяковкой

Коллекция, достойная музея

«Коллекция Александра Володчинского достойна Национального художественного музея, и музей достоин этой коллекции» — нельзя не согласиться со словами, произнесенными министром культуры Борисом Светловым на открытии выставки русского искусства XIX—XX веков из собраний Александра Володчинского. Сам российский коллекционер был не менее восхищен нашей страной, кстати, не чужой и ему, и музеем, который любезно принял его картины на экспозицию. Выставку, к слову, уже в первый день назвали самым ярким культурным событием в нашей стране за последние годы.


Александр Наумович прожил в Минске тридцать восемь лет. Здесь  увлекся искусством, начал собирать книги. Большое влияние на художественное формирование коллекционера оказала учитель по музыкальной литературе, которая открывала своим ученикам не только мир музыки, но и живописи, литературы. Но с головой ушел в высокое искусство уже в Москве. Замечательный режиссер и педагог Арсений Сагальник, актеры Михаил Казаков и Леонид Каневский — именно эти люди оказывали влияние на его художественный вкус. Хотя Леонид Каневский, приехавший в Минск на открытие выставки, считает, что это было взаимное творческое обогащение. Своего же давнего друга Володчинского он благодарит прежде всего за книги и альбомы, на которых выросла его дочь. И всем советует приобщиться к высокому искусству, которое Александр Наумович показывает в Минске. 

В полумраке залов Национального художественного музея (темные стены и точечное освещение — гениальная задумка коллекционера) в тот день было много известных людей. Прикоснуться к прекрасному пришли известные белорусские художники Виктор Ольшевский, Владимир Цеслер, Иван Миско и другие. Наслышанный о российском коллекционере, заглянул, чтобы лично познакомиться, и известный белорусский государственный деятель Владимир Дражин. Из уст только восхищение, слова только в превосходной степени. Еще бы! Здесь ведь Куинджи, Перов, Васнецов, Айвазовский… Владимир Счастный, автор книги «Художники Парижской школы из Беларуси», с особым пристрастием всматривался в полотна наших мастеров, в начале века творивших во Франции. «Есть интересные малоизвестные картины Сутина, Бакста, Кременя, Кикоина. Это надо видеть», — таков был его вердикт.


Искусствовед Владимир ПЕТРОВ может часами рассказывать
 об удивительной коллекции Володчинского


К слову, работы уроженцев Беларуси Александр Наумович приобрел специально для минской выставки. Говорит, давно мечтал иметь в коллекции представителей Парижской школы. А тут хороший повод. Эти фамилии для него — напоминание о родной Беларуси, деревянных домиках на Юбилейной площади, где и прошло детство коллекционера. Собственно, эта выставка и есть посвящение любимому Минску и родителям. Кстати, на открытие временной экспозиции прилетели близкие люди коллекционера из разных стран, пришли его одноклассники и даже учительница французского языка Тамара Яковлевна Головко. «Доброжелательный, очаровательный, умный был мальчишка. Не ученик, а сказка», — это она о юном Саше Володчинском. Теперь уважаемом человеке, меценате. Как человек с большим сердцем, он не мог приехать в Минск без подарка. Отныне в коллекции Национального художественного музея появилась картина «Весной» Витольда Белыницкого-Бирули. Очень важная и интересная работа, которая украсит постоянную экспозицию в отдельном Белорусском зале, который планируется сделать в строящемся сейчас музейном квартале.

Среди первых посетителей выставки был и Владимир ДРАЖИН

Почему вам надо обязательно увидеть коллекцию Александра Володчинского? На то есть много причин. Известный российский искусствовед Владимир Петров вспоминает, что посетители, которые в прошлом году побывали на подобной выставке в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, отзывались так: будто в малую Третьяковку сходили. И это, пусть и с небольшим преувеличением, похоже на правду.

 Самая большая площадь на выставке отдана творчеству передвижников и русских импрессионистов, тех, кто творил в бытовом жанре XIX столетия. Подобные полотна всегда интересны не только специалистам, но и широкому кругу любителей искусства. Вряд ли еще где-то существует столь разнообразная коллекция членов известной семьи художников Маковских. Здесь идиллические детские образы, прелесть домашнего очага, поэзия природы, тонкий юмор и горькая ирония в отражении трагикомических сцен городского быта. Кроме того, в коллекции Володчинского немало работ, некогда известных, но затерявшихся в сложных перипетиях XX века и вновь открытых собирателем.

Поддержать Александра Наумовича приехали самые близкие люди

Александр Наумович приобретает картины сердцем. В этом деле для него лишь один критерий: работа должна его увлечь. Собранная «по любви», без оглядки на сиюминутные вкусы, коллекция, несомненно, обладает «лица необщим выраженьем». И еще. Александра Володчин-ского уже сравнивают с Павлом Третьяковым и Сергеем Щукиным. Вы ведь уже торопитесь в музей?

stepuro@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter