Коллекция дипломов

Мнение: Доступность высшего образования обесценивает знания

Доступность высшего образования обесценивает знания и порождает амбиции

Есть древняя армейская шутка: лейтенанта проще пристроить, чем генерала. Высоких должностей немного, а с высоким званием и «клетка» необходима соответствующая, и статус, и полномочия, и штат подчиненных… Нынче многие удивляются: как в Беларуси докатились до такой жизни, что управленцев — хоть пруд пруди, а рядовых все меньше. Откуда свалилось на республику столько управленцев? Ответ элементарный: из высших учебных заведений. Такой диплом в прошлом году получили 84,6 тысячи человек, «корочку» об окончании ПТУ — около 50 тысяч, а обладателями законченного среднего специального образования стали 48,7 тысячи белорусов. То есть на двух командиров с «вышкой» приходится один «сержант» и один рядовой…

А рядовых-то между тем и не хватает. Уже чуть ли не на каждом столбе висят объявления «Требуются…»: продавцы, водители, механики, слесари, водопроводчики, операторы самых разнообразных машин… Грузчики и разнорабочие вовсе превратились чуть ли не в самых дефицитных и востребованных работников. И нечему удивляться. В этом учебном году в стране Белстат насчитал почти 430 тысяч студентов.

Причем за последние пять лет их количество выросло почти на 12 %. А вот школьников за это же время стало почти на 25 % меньше: их в государстве всего 930 тысяч человек. В 2012 году аттестат зрелости получили 69 тысяч школьников, а диплом «вышки» — 84,6 тысячи студентов. По данным последней переписи населения, треть молодежи в возрасте 25—29 лет имеет высшее образование и приблизительно столько же — среднее специальное. Причем, исходя из таблицы 1, чем старше население, тем ниже его уровень образования. Хочу заметить: а ведь нынешнее старшее поколение родилось не в царской России, вузы им были доступны. На их молодость и активную трудовую жизнь пришелся расцвет советской науки и промышленности, тогда страна обогнала весь мир по достижениям в космосе, в научно-техническом потенциале, многих других областях. Тогда было чем похвастаться как СССР в целом, так и Беларуси, как его составной, в частности.

Соглашусь: инженеру или архитектору не с руки кирпичи укладывать или доски строгать. Но складывается парадоксальная ситуация на рынке труда: даже обычных рабочих нет, не говоря уже про квалифицированных. Теоретически, должен зарождаться мощный научный центр в сердце Европы. Но вот парадокс: количество студентов за последние пять лет выросло более чем в два раза, а докторов наук «производится» на прежнем уровне. А по некоторым позициям даже меньше, чем в середине 90-х. Кандидатов наук стало несколько больше за два десятилетия, но до студенческого бума белорусским аспирантурам далеко. Не тянутся выпускники к исследовательской работе: количество работников, занимающихся научными исследованиями, если верить данным отечественной статистики, осталось за 20 лет практически на том же уровне. Поэтому и внешнеторговое сальдо технологиями стабильно находится в глубоком минусе: собственных разработок мы продаем на несколько миллионов долларов в год, но на сотни миллионов закупаем за рубежом для реконструкции и модернизации собственного производства. Экспорт услуг стабильно растет, но они не являются по своей сути высокоинтеллектуальными. В их структуре доминируют грузоперевозки. А, например, водитель-дальнобойщик — профессия ответственная и требующая соответствующей квалификации, но далеко не высшего образования. И «рулевых» седельных тягачей постоянно не хватает.

Белорусский рынок труда испытывает дефицит буквально всех специалистов: от программистов и до чернорабочих. Особенно последним неоткуда взяться: на улице пальцем ткнешь — обязательно попадешь в человека с дипломом. Правда, «корочка» отнюдь не отражает профессиональных способностей и даже не свидетельствует об общей компетенции ее обладателя.

Многие эксперты, анализируя результаты последней переписи, с удовлетворением отмечали: количество студентов увеличивается в связи с доступностью для широких масс высшего образования. Однако многие не заметили одного нюанса: количество дипломированных людей увеличилось за счет заочного и платного образования. Если в начале 90-х знания практически не продавались, то нынче только треть студентов являются бюджетниками. Кроме того, популярным стало заочное образование. Если с 1990 года количество «дневников» увеличилось приблизительно в 1,8 раза, то «периодически приходящих» студентов стало почти в 3 раза больше. Конечно, нынче в мире практикуются самые разнообразные формы дистанционного обучения, когда преподаватель со студентом могут вживую вообще друг друга никогда не увидеть, общаясь исключительно через экран монитора и микрофон. Но у нас еще с советских времен сложилось впечатление: очная форма является основой приобретения знаний, а все остальные, «без отрыва от производства», в той или иной степени служат путем получения «корочки», чтобы иметь возможность двигаться по службе.

Проблемам трудовых ресурсов, их формирования и развития посвящены тысячи трудов и исследований. И они дают такое заключение: для нормального развития экономики необходимо около 1 % управленцев-асов с высочайшим уровнем знаний, около 10 % высокообразованных специалистов, а остальные, как это ни прискорбно звучит, должны быть простыми исполнителями, «пролетариатом» постиндустриального мира. Под эти пропорции должна быть «заточена» и система образования, которая, простите за цинизм, является в экономике фабрикой по производству менеджеров. Что сегодня наблюдается в Беларуси? Качество преподавания в наших вузах, актуальность учебных программ и другие аспекты образования — тема отдельного разговора. Но цифры ярко показывают: нынче людей с высшим образованием в стране слишком много. Предложение значительно превышает спрос, а потому происходит и девальвация знаний — обилие специалистов приводит к низкой зарплате. И возникает как явление «люмпенизм»: когда человек с дипломом уже не рабочий, но объективно до менеджера дотянуть не смог, поэтому становится чужим в каждой среде. Одно из следствий избытка определенных кадров — перегруженность отечественного управленческого аппарата. Не только госорганов, но и предприятий, нередко даже частных, общественных организаций…

Чего греха таить: наша республика небольшая по размерам, поэтому личностные связи всегда играли в ней значительную роль. Знакомство — один из способов найти себе работу. Вот и начинают «пристраиваться» дипломированные выпускники, а руководители — выискивать возможности для создания новых рабочих мест под сотрудников с высшим образованием. Возможно, эти вакансии и не совсем нужны для организации, но не дворы же мести образованным людям. Процесс раздувания штатов очень длительный, а поэтому становится особенно заметным лет через 20. Собственно говоря, столько и прошло с момента «производственного рывка» отечественной системы образования. И нынешняя проблема сокращения управленческого аппарата уходит корнями достаточно глубоко. Несомненно, госорганы почистят, по словам премьер-министра Михаила Мясниковича, на 13 тысяч человек. Но в этом году из стен вузов выйдет очередная партия молодых специалистов. Некоторые найдут вакансии в соответствии с дипломом, другие пополнят и без того немаленькую армию «купи-продай», третьи отправятся искать удачи за границу. Возможно, вместе с оптимизацией штатных единиц назрела срочная необходимость тщательно изучить и срочно кардинально скорректировать и «производственные планы» «образовательных фабрик»?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter