Евгения Чобанян — коллекционер всего

Коллекция чужих воспоминаний

Когда Евгения Чобанян — реквизитор, декоратор и костюмер — открывает двери своего волшебного чулана, то словно попадаешь в мир каких‑то необыкновенных вещей. Над моей головой свисает рыцарский шлем, у входа — меч с латинской надписью, солдатский мешок, в углу череп, поросший мхом, цилиндр Безумного Шляпника, гигантские книги, свадебное платье, абхазский национальный костюм... Картину дополняют изящные туфельки и резные веера, фантазийные шляпки и элегантные перчатки, сверкающие броши и дивные резные камеи, мундштук и горжетки — всех деталей дамского туалета здесь больше сотни… 



В маленькой комнате в четыре ряда плотным слоем висят наряды. Коробки выстроились до потолка, а пол плотно уставлен ящиками с обувью. Все это Евгения собирает уже более 10 лет, находя на аукционах, «поле чудес», по всем городским окраинам и закоулкам, забирая с чьих‑то пыльных чердаков, секций и антресолей. Зачем? Чтобы творить. Перекраивать, переделывать, преображать, восстанавливать и создавать разные образы.

— Началось все с того, что я захотела устроить фотосессию со своей собачкой. Придумала красивые кадры и стала искать реквизит: бронзовые клетки, саквояж, картины, картонку для шляпной коробки. Хотелось создать ретрообраз... А потом это захватило. Интересно приобретать старинные вещи. Особенно когда они еще и со своей историей. Например, бабушкино свадебное платье начала прошлого века, которое хранили несколько поколений как семейную реликвию, дедушкина пилотка, старая фляжка, которая прошла войну, старые очки. И я придумывала фотосюжеты, в которых эти предметы получали вторую жизнь. 

Евгения по образованию товаровед и в торговле большую часть жизни проработала. Но с детства была творческой натурой. Чтобы творить, считает Евгения, нужно быть немножко ненормальным, одержимым. Ради создания образа она готова часами собирать по лесу мох, искать по мясным лавкам кости и черепа коровы, вить гнездо из лозы, в которое поместится даже взрослый, покупать совиные перья на птичьих выставках и делать из них корону, обклеивать наручными часами чайник и искать настоящие летные очки, чтобы украсить ими цилиндр в стиле стимпанк! 

— Я и сама не заметила, как мое хобби превратилось в образ жизни, — обводит взглядом свои владения Евгения. — Когда квартира стала перевалочной базой реквизита, а чемоданами был заставлен весь коридор, балкон и соседский подвал и развернуться стало негде, члены семьи стали на меня ворчать  — пришлось искать отдельную мастерскую. Теперь у меня как в анекдоте про безразличного мужа: «А еще у него есть гараж. И он в него ходит». Только у нас «в гараж» хожу я. Представьте только, чтобы загрузить все вещи, я заказываю хлебный фургончик, 4‑тонник. Когда друзья спрашивают, что подарить на день рождения, говорю: «Ангар». Они смеются: «Так ты же его быстро заполнишь!» Ну да. Прогуливаюсь вечером со своими йорками, а возле мусорных баков стоит старый чемодан. Ну как же пройти мимо? У меня уже около 40 старинных чемоданов. Удобно реквизит в них хранить. 



Кто‑то собирает редкие книги, кто‑то — монеты. Евгения — коллекционер всего. Чьих‑то воспоминаний, историй, дорогих кому‑то вещиц, которые ценности не представляют, но выбросить жалко. Подсвечники, чернильницы, плетеные колясочки, куклы, зонтики, антикварные телефоны, скрипки, шкатулки, часы, самовары... Для кого‑то — ненужный хлам, для нее — поле для фантазии. 

— Я с детства люблю сказки, волшебство, магов. Всегда верила в чудо, в зазеркалье, в то, что вокруг нас есть другой мир, который мы не видим. А вот учиться — по шаблонам, стандартам, учебникам — не люблю. Настоящее искусство — это когда не можешь передать свой творческий рецепт. Сама все придумываю, — и Евгения достает из сумки очередное кружевное украшение для своей коллекции воротничков. — На ночь глядя вдруг поняла, что очень хочу сделать белое жабо. И вот результат. А бывает, полгода не могу вышить какой‑нибудь кокошник, все что‑то не устраивает в нем, то бусин мало, то цветы не те… Сейчас в моде минимализм. А я максималистка. Хай‑тек не люблю. Для меня роко‑барокко, шебби‑шик, дорого‑богато. Я всегда говорю фотографам, моделям: «Если что, остановите меня».

Когда Евгении хочется творчества, она идет с подругами на барахолку в поисках чего‑то интересного, что даст толчок для полета. Вытащит из груды тряпья какое‑нибудь зеленое платье. И понеслась фантазия: русская красавица, кокошник, бабушкин платок, жакет цвета горького шоколада… И мех, и бисер, и бусины, и хохломская роспись. Конечно, это не исторический костюм, уточняет Евгения, а всего лишь стилизация. Потому что придерживаться канонов, которые были в те времена, очень дорого. Тогда все материалы были натуральные, качественные, шились вручную. На костюмы не жалели никаких денег. Сейчас такие не найдешь, да и ухаживать за ними сложно. 

Увлечение стало делом всей ее жизни, но, увы, не переросло в источник дохода. Все бизнес‑планы по разным причинам с грохотом проваливались. Это так и осталось хобби, которое лишь иногда себя окупает. И если бы не удовольствие, которое оно приносит, признается Евгения, давно бы отправила свою коллекцию в большой костер. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter