То, что после создания ОДКБ локальные войны на постсоветском пространстве практически сошли на нет, факт неслучайный.
Деятельность ОДКБ исчерпывающе отвечает современным политическим вызовам, формирующимся на постсоветском пространстве. В этом убеждают аргументы и статистика, которой оперировал в ходе проведенного недавно видеомоста «Москва – Минск – Астана – Ереван – Киев – Кишинев» Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. Широкий обмен мнениями между участниками этого крупнейшего информационного события 2012 года выявил также целый набор бытующих в международном общественном сознании стереотипов относительно как самой организации, так и проводимой ею деятельности.
Распад СССР и попытки безальтернативного доминирования США в мировой политике не добавили стабильности на планете ни на йоту. Скорее наоборот, перманентная нестабильность стала формой существования многих развивающихся стран. И не только развивающихся. Кто, например, еще двадцать лет назад мог предположить, что с карты Европы исчезнет вполне благополучная Югославия?
И если оперировать цифрами и фактами, а не эмоциями, картина со стабильностью вырисовывается и вовсе невеселая. Судите сами, за период с 1945 по 2011 год в мире произошло 185 локальных войн. Из них за десятилетие с 1970 по 1979 год – 22; с 1980 по 1989-й – тоже 22, но с 1990 по 1999-й – уже 33, а за первые десять лет XXI века – уже 40. И это, не считая скоротечных конфликтов с использованием оружия внутри отдельных стран, в том числе и на постсоветском пространстве.
При этом за последнее десятилетие XX века из 33 войн 10 велись на территории бывших советских республик, а ныне суверенных государств. Поэтому говорить, что ОДКБ – это некая надуманная структура, по меньшей мере, наивно. Подписание 20 лет назад Договора о коллективной безопасности и создание в 2002 году ОДКБ – объективная необходимость. И то, что за первое десятилетие века нынешнего, то есть после создания ОДКБ, локальные войны на постсоветском пространстве практически сошли на нет, также факт, говорящий сам за себя.
В то же время события последних месяцев показывают, что локальные конфликты, как и в прошлом десятилетии, продолжают разгораться на сопредельных с Россией территориях или напрямую затрагивают ее национальные интересы и интересы стран-союзниц, в первую очередь Беларуси и Казахстана – наиболее интегрированных в союзные структуры государств. Подтверждением тому служат события в Киргизии, которые заметно повлияли на работу ОДКБ, вынудив страны-участницы внести изменения в Устав организации.
И все это на фоне лихой «арабской весны», плавно перетекшей в осень, а потом и в зиму, заявлений западных политиков о возможных уже в ближайшей перспективе бомбовых ударах по Ирану, в том числе и по его ядерным объектам, которые провоцируют очередной виток эскалации напряженности в Центральной Азии, то есть непосредственно у российских границ. Отсюда и позиция стран – участниц ОДКБ, которые осуждают такие намерения. Комментируя позицию ОДКБ, Николай Бордюжа привел довольно веский аргумент на этот счет: «В этом случае (в случае бомбардировок ядерных объектов. – Ред.) мы получим как минимум второй Чернобыль!»
Не добавит стабильности в этом регионе, по мнению экспертов, и неизбежный вывод американских войн из Афганистана. «Мы прогнозируем, что по всем признакам ситуация в Афганистане, – говорит руководитель ОДКБ, – будет только обостряться. В связи с этим по поручению президентов мы отработали меры по усилению границ и те мероприятия, которые ОДКБ должна предпринять на случай возможного негативного развития событий в Афганистане. Это сегодня главный негативный фактор в Центрально-Азиатском регионе и в целом на постсоветском пространстве».
Востребованность ОДКБ в ближайшей перспективе будет только возрастать. Тем более что блок НАТО, который тоже позиционируется как структура, обеспечивающая коллективную безопасность стран – участниц этой организации, после развала Варшавского договора не только не распался, а наоборот, расширился и имеет намерения и дальше укреплять свои позиции в Европе. А это уже тенденция. А значит, как и встарь, в мире правит сила, которая уважает только силу.
При этом если сравнивать ОДКБ с НАТО, то отличия очевидны. НАТО – блок военный, в то время как задачи ОДКБ намного шире, на чем Николай Бордюжа, отвечая на вопросы журналистов во время видеомоста, остановился особо. По словам Генерального секретаря организации, основные внешние угрозы для стран – участниц ОДКБ отнюдь не военные, а терроризм, торговля наркотиками, оружием и людьми, а также незаконная миграция и угрозы природного и техногенного характера. Развитие IT-технологий, которые могут приносить как пользу, так и вред, тоже заставляет руководство стран – участниц ОДКБ принимать необходимые меры и по обеспечению информационной безопасности. При этом масштабы всех этих угроз только нарастают. И не реагировать на них нельзя. Конечно, можно взамен конкретной работы отвлеченно рассуждать о демократии и о правах человека, но если гром грянул, а громоотвода нет, то весьма вероятно, что дом сгорит, а его обитатели окажутся на улице. Как оказались на улице миллионы мирных граждан, ставших беженцами в ходе тех самых локальных войн. Более 100 тысяч человек, и это по самым скромным подсчетам, постигла еще более горькая участь – они просто сгинули в огне этих войн.
Теперь, думаю, понятно, почему Николай Бордюжа основным направлением деятельности ОДКБ в 2012 году назвал отладку оперативного механизма кризисного реагирования. Одним из элементов этого механизма станет система закрытой видеоконференции, которая позволяет главам государств общаться в режиме реального времени. На декабрьской встрече президентов была принята программа вооружения Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). За год проведено несколько успешных операций по пресечению деятельности преступных групп, которые занимались торговлей наркотиками и оружием. Также прошло несколько учений, в том числе и учения КСОР в Таджикистане и России.
В 2011 году в ОДКБ председательствовала Беларусь, и, по словам Генсекретаря, страна внесла весомый вклад в развитие и укрепление организации. В 2012 году в ОДКБ председательство принял Казахстан, который уже заявил о своих приоритетах. Среди них, например, предложения по вооружению КСОР, по созданию коллективной системы ПВО в Центрально-Азиатском регионе, по разработке антинаркотической стратегии, которая даст новый импульс деятельности ОДКБ в борьбе с этим злом.