Коллективная система безопасности

Артур НАУМЕНКО, начальник кафедры военной стратегии (слушателей) факультета Генерального штаба Вооруженных сил УО «Военная академия Республики Беларусь»:

Артур НАУМЕНКО, начальник кафедры военной стратегии (слушателей) факультета Генерального штаба Вооруженных сил УО «Военная академия Республики Беларусь»:

– Современный этап мирового развития характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами, политическими противоречиями, и вопреки поддержанному большинством стран принципу мирного решения международных проблем, роль военной силы сегодня  не снижается.

Начало двадцать первого века характеризуется тем, что система обеспечения общеевропейской, глобальной безопасности и контроля над вооружениями, которая была разработана в годы холодной войны и долгие годы обеспечивала мир и стабильность, практически прекратила свое функционирование. Ее «краеугольные камни» – Договор по противоракетной обороне, Договор и Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, Договор о нераспространении ядерного оружия либо не действуют, либо находятся на грани этого.

Реализация подписанного 8 апреля 2012 года Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки еще не началась, да и ряд стран, обладающих данным видом вооружений, не являются участниками этого договора. Набирает все большие обороты обратный процесс – бесконтрольное наращивание вооружений и военной мощи, усиление военной напряженности. Растет число государств, обладающих современным ракетным оружием, все более осуществляется милитаризация космоса. Применение военной силы рассматривается рядом государств как неотъемлемый и определяющий инструмент внешней политики.

Уже стало реальностью проведение международных операций по применению вооруженных сил вне традиционных военно-политических организаций, в рамках коалиций, сформированных на временной основе, вне всякого международного права и проводимых под предлогом «гуманитарных операций».

История войн свидетельствует, что агрессию развязывает заведомо более сильное государство, имеющее в своем распоряжении высокоподготовленную и хорошо оснащенную армию, а также мощный экономический ресурс. Отражение агрессии более сильного в военном и экономическом отношении государства самостоятельно другим, менее сильным государством весьма проблематично. Не вызывает сомнения тот факт, что для успешного отражения возможной агрессии потребуется объединение усилий нескольких дружественных государств.

Данный принцип реализуется и нашей страной. На фоне глобальных изменений в мире руководством государства уделяется пристальное внимание вопросам обеспечения национальной безопасности, что нашло свое отражение в концептуальных документах.

Наша страна является участником ряда международных организаций, которые ставят своей целью обеспечение коллективной военной безопасности. На глобальном уровне это ООН, на региональном уровне обеспечения военной безопасности Республика Беларусь входит в Содружество Независимых Государств, является членом Организации Договора о коллективной безопасности и участником Договора о создании Союзного государства.

Республика Беларусь заинтересована в коллективном обеспечении собственной военной безопасности в рамках международных организаций, особенно сформированных на постсоветском пространстве, и стремится к их укреплению.

Совместная деятельность оборонных ведомств Республики Беларусь и Российской Федерации складывается под влиянием происходящих изменений в системе международных отношений, существенное воздействие на которые оказывают углубление международной и региональной интеграции, формирование глобального финансово-экономического и информационного пространства, усиление соперничества между мировыми и региональными центрами силы за расширение своего влияния.

В этих условиях обеспечение военной безопасности Союзного государства продолжает оставаться неотъемлемым фактором его динамичного развития.

Республикой Беларусь и Российской Федерацией приняты практически все организационные и функциональные меры в интересах создания реально действующей системы обеспечения безопасности Союзного государства. Основные усилия органов военного управления России и Беларуси сосредоточены на практической реализации положений статьи 18 Договора о создании Союзного государства. В этих целях выполняются задачи по совершенствованию механизма планирования и осуществления комплекса мер сдерживания вероятного агрессора от применения военной силы при нарастании угрозы безопасности Союзному государству, разработке порядка согласования планов строительства и развития Вооруженных сил Беларуси и России в границах Восточно-Европейского региона коллективной безопасности, уточнению боевого состава региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации, структуре и составу Объединенного командования, созданию объединенных (интегрированных) региональных систем, развитию Единой региональной системы противовоздушной обороны.

С момента заключения Договора о Союзе Беларуси и России проведена значительная работа по развитию законодательной базы в сфере обеспечения безопасности Союзного государства от военных угроз. Разработана Военная доктрина Союзного государства. Подписаны и действуют Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о военном сотрудничестве, Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере и другие нормативно-правовые акты, позволившие приступить к формированию военной организации Союзного государства.

Предпринимаются действенные шаги по практической реализации принятых руководством наших государств мер, направленных на обеспечение паритета сил и стратегической стабильности в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности. Создана и функционирует региональная группировка войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации, а также ряд совместных систем военного назначения.

Функционирование РГВ(С) Договором о создании Союзного государства отнесено к исключительному ведению Союзного государства. Это означает, что компетенция принятия решений о создании, развитии и применении РГВ(С) принадлежит высшим органам Союзного государства. Для руководства процессом подготовки к отражению агрессии и руководства ее отражением Военной доктриной Союзного государства предусмотрено создание высшего военно-политического органа Союзного государства – Высшего Военного Совета.

В целях вывода на более высокий уровень вопросов обеспечения безопасности воздушного пространства в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности в феврале 2009 года подписано «Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Беларусь».

Для практического обеспечения военной безопасности Союзного государства выполнено и выполняется значительное количество союзных программ и мероприятий. В их числе следует отметить: «Совершенствование и содержание объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации», «Создание единой системы технического прикрытия железных дорог региона», «Развитие железнодорожного транспорта в интересах обеспечения безопасности Союза Беларуси и России», «Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации».

Организована совместная оперативная и боевая подготовка войск из состава региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации. Ежегодно проводится более 40 мероприятий совместной оперативной подготовки различного уровня и характера на территории двух стран. В прошедшем году наиболее значимым из них было совместное стратегическое учение «Запад-2013».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter