Коллектив гродненского предприятия “Бакалея”: “Вместе мы — сила”

Это сегодня Гродненское торговое областное унитарное предприятие “Бакалея” — динамично развивающаяся и процветающая фирма, а три года назад, когда нынешний директор “Бакалеи” Николай Иванович Сицко еще не приступал к своим обязанностям, база влачила жалкое существование: была убыточной, зарплату люди получали символическую, и казалось, что гибель, разорение “Бакалеи” — дело уже почти решенное.

На вопрос, как удалось остановить экономическое падение предприятия, Николай Иванович отвечает, что сегодняшний успех “Бакалеи” стал возможен благодаря хорошо подобранной, грамотной, работоспособной команде.
И все-таки почему все изменилось в лучшую сторону с тех пор, как именно он, Николай Иванович, возглавил “Бакалею”? Может быть, дело прежде всего в знающем руководителе, в его способности подобрать компетентных людей, толково организовать работу всего коллектива.
Николай Сицко после окончания Гродненского торгового техникума Белкоопсоюза прибыл по распределению в Ляховичское райпо Брестской области — товароведом оптовой базы. Только срочная служба в армии отвлекла его на два года от забот торговли. Разные потом были должности, большой накоплен опыт, знания пополнены не только практикой, но и учебой в институте народного хозяйства имени Куйбышева, который Николай Иванович окончил заочно, получив диплом экономиста. И вот опять он на оптовой базе. Но уже областной и в качестве руководителя.
— В прошлом году нашей базе исполнилось 50 лет, — рассказывал Николай Иванович, выступая в роли экскурсовода. Мы шли по чисто подметенной территории базы — через яблоневый сад, изобилующий плодами, и цветники. — Сначала она размещалась в подвальчиках, которые остались целыми в Гродно после войны. Нынешний комплекс помещений был выстроен в 1975 году — со всеми коммуникациями, водоснабжением. В целом наша база имеет 15 800 квадратных метров площадей, из них складских — более 12 тысяч. Но это не все: сегодня идет присоединение к “Бакалее” убыточной базы “Хозторга”, а значит, по площадям мы вырастем до 25 тысяч квадратных метров. Скоро будем торговать и хозяйственными товарами.
Но уже сейчас мы не просто торговая база, мы — многоотраслевое предприятие, у нас есть собственное производство: изготавливаем и разливаем безалкогольные напитки, фасуем крупу, кондитерские изделия, сахар, другие бакалейные товары.
Заходим в цех, где производится 12 видов безалкогольных напитков. Например, питьевая газированная вода “Льдинка 21-й век”: водопроводная вода проходит через систему фильтров, здесь убираются вредные соли, после чего вода умягчается до определенного уровня, и в результате ее вкус напоминает вкус талого снега. На линии по производству напитков трудится 12 человек. Тут же огромные чаны из нержавейки. В стороне поддоны с готовой продукцией.
За стеной фасуют кондитерские изделия. Сахара в смену расфасовывают по 4 тонны, в ближайшее время фасовка будет производиться в две смены. Руководит цехом производства безалкогольных напитков и фасовки товаров Александр Сергеевич Пасеев. Всего же в цехе работает 27 человек.
— На шестом международном конкурсе дегустации минеральных вод и безалкогольных напитков, проходившем в ноябре прошлого года в Минске,
“Льдинка” завоевала серебряную медаль, — с гордостью говорит Николай Иванович. — А наш безалкогольный напиток “Изабелла” получил “бронзу”. В июле, когда стояла сильная жара, мы реализовали напитков на 175 миллионов рублей. Приходилось выводить людей на работу и в выходные дни, чтобы не оставить горожан без прохладительных напитков. Наша продукция поставляется не только в магазины Гродненской области, но и через торговую сеть потребкооперации реализуется на Брестчине, Гомельщине, Могилевщине.
База имеет свою лабораторию качества, возглавляет которую Инна Михайловна Климук. Лаборатория нужна для того, чтобы выявлять поступающие от производителей некачественные товары, которые хоть и нечасто, но все же встречаются. Такую продукцию выбраковывают, в торговлю не допускают. В службе качества трудится 5 человек.
У базы “Бакалея” имеется своя розничная торговля — четыре магазина в Гродно.
— Рознично-торговая сеть сегодня необходима оптовым базам для изучения покупательского спроса на товары, которые мы закупаем, храним и продаем. Это наши лаборатории для изучения покупательского спроса, — поясняет Николай Иванович.
Магазин “Меркурий”, расположенный на улице Терешковой и принадлежащий базе “Бакалея”, смело можно назвать одним из лучших в областном центре. Здесь два зала общей площадью 450 квадратных метров. Магазин оснащен современным торговым оборудованием, его работники всегда вежливы и внимательны к покупателям. Руководит работой коллектива Наталья Петровна Судал.
Еще один хорошо известный гродненцам магазин базы “Бакалея” находится в самом центре города — на улице Доминиканской. Это единственная в Гродно торговая точка, где имеется полный ассортимент продукции бобруйской фабрики “Красный пищевик”. Здесь можно купить все, что производится на предприятии: от зефира, мармелада, халвы фасованной и весовой до наборов коробочного ассортимента — порядка 100 наименований изделий.
Но главным в деятельности базы “Бакалея” остается все-таки оптовая торговля.
— Сегодня мы получаем товары белорусских производителей со скидкой. Это выгодно. Индивидуальным предпринимателям производим централизованную доставку за определенную плату. Они заказывают у нас товар по телефону или факсу. Кроме того, отдельные виды и группы товаров доставляем нашим покупателям бесплатно. Что, опять же, выгодно нашим клиентам, — сообщил Николай Иванович. — В этом году с целью снижения издержек по доставке товаров мы приобрели шесть единиц собственного транспорта, всего у нас уже девять машин для доставки товаров нашим покупателям. Остальные потребности покрываем за счет транспортных организаций. Сам процесс отгрузки, подборки товаров ведем под заявку комплектования товаров, часть транспортной тары вскрываем для того, чтобы уменьшить товарные запасы, и доставляем товар более мелкими партиями. Сигареты даже блоками завозим в магазины, кондитерские изделия в коробках — по 3—5 коробок.
База “Бакалея” имеет специализированные склады для оптовой торговли кондитерскими изделиями, сахаром, солью, ликероводочными изделиями и напитками, склад плодоовощных консервов и консервов для детского питания, склады соков и табачных изделий. На предприятии работает 226 человек. Для более широкого обслуживания покупателей база держит два филиала — в Лиде и Сморгони — с товарооборотом 700 миллионов и 300 миллионов рублей соответственно. Кроме того, в Лиде для обслуживания индивидуальных предпринимателей база “Бакалея” открыла магазин-склад. Здесь индивидуальный предприниматель может выбрать и приобрести товары за наличный расчет. При этом получить все необходимые документы, подтверждающие качество и легальность приобретения.
— В других областях обслуживание покупателей через магазины-склады получило большее развитие, — рассказывает Николай Иванович. — А мы пошли по другому пути: многих наших покупателей перевели на форму расчетов с последующей оплатой.
По состоянию на 1 июля с оптовой базой “Бакалея” работают 1656 покупателей, из них 798 — мелкие торговые предприятия и индивидуальные предприниматели. Это киоски, предприниматели, которые торгуют на рынке. С тех пор как база перешла на форму расчетов с последующей оплатой товара, количество мелких покупателей значительно выросло: мелким торговцам выгодно рассчитываться, уже частично продав товар. А самые крупные клиенты “Бакалеи” — это такие солидные предприятия розничной торговли, как “Продсервис”, “Немига-фаворит”, “Плодовощсервис”, торговый центр “Радуга”, универсам “Брест”, предприятия общественного питания, комбинаты школьного питания Ленинского и Октябрьского районов Гродно. А первый заместитель директора “Бакалеи” Елена Васильевна Григорьева, услышав, что мы говорим об увеличении числа постоянных клиентов базы, уточнила:
— Поскольку ценовая политика по табачным изделиям стала такая, что розничным торговым предприятиям теперь нет никакой разницы, где получить товар — на табачной фабрике или через оптовое звено, так как размер торговой скидки единый, им стало выгодно обращаться к нам. Правильно и то, что промышленные предприятия решили не развивать собственную товаропроводящую сеть, а работать через опт, поскольку у оптовиков есть склады, возможности. В нынешнем году мы значительно расширили сеть таких клиентов, как индивидуальные предприниматели, имеющие мелкие ларьки. Сотрудничая с нами, они таким образом популяризируют нашу деятельность и увеличивают наш оборот. А мы со своей стороны не делаем разницы между крупными или мелкими клиентами — рады каждому из них, со всеми готовы работать. В настоящее время у нас есть индивидуальные предприниматели, оборот которых составляет в месяц 10—15 миллионов рублей. Люди очень организованные, с ними нет проблем. А есть и такие, чей оборот составляет порядка 200, а то и 20 тысяч рублей в месяц — только спички берут.
— Раз заговорили о товарообороте предпринимателей, скажу и о том, как они рассчитываются, — с жаром произнес Николай Иванович Сицко. — Есть масса покупателей, которые не выполняют перед нами своих договорных обязательств по своевременной оплате. Иногда приходится применять непопулярные меры взыскания денег через хозяйственный суд. Конечно, неприятная процедура, но другого выхода нет. Когда человек не платит 50, 80, 100 дней — что нам остается делать? Он товар получил, продал и пользуется деньгами нашей организации, закупает за наши деньги товары у других. Куда ж это годится? И сразу же приведу как пример чрезвычайной исполнительности, аккуратности и своевременности в расчетах предпринимателя Анну Никитичну Шендерук, у которой прекрасные магазины в Гродненском районе. Если б все клиенты были такие, у нас бы не было проблем, одного юриста можно было бы сокращать.
— Конечно, какие-то проблемы у нас порой возникают, но важны не сами проблемы, а то, как нам удается их решать, — сказала Елена Васильевна. — А все вместе, да с таким опытным руководителем, как Николай Иванович, мы успешно со всем справляемся. Нам дорого наше предприятие. Я как пришла после окончания института сюда на работу, так всю трудовую жизнь здесь и провела. Теперь с удовольствием вижу, как развивается предприятие, ощущаю радость от этого. Приятно, что в общем успехе есть и частичка моего труда. У нас по сравнению с 2003 годом товарооборот увеличился в 2 раза, с 2004-м — на 40 процентов.
На складе кондитерских изделий нас встречала Галина Федоровна Пархоменко. Здесь, в двух огромных помещениях общей площадью 1800 квадратных метров, хранится около 1000 наименований изделий кондитерских фабрик страны. “Когда-то в советские времена наша продукция занимала лишь четверть площади от нынешней. И ассортимент был скромнее”, — говорит Галина Федоровна. Что ж, значит, жить стали лучше.
Идем дальше. Вот секция консервов — детское питание, соки. Постоянно есть в ассортименте 220—250 наименований.
А вот склад винно-водочных изделий. Здесь распоряжается Галина Ивановна Петрашина. К Дню работника торговли за многолетнюю добросовестную работу она награждена Грамотой облисполкома.
Возвращаемся в кабинет директора. Николай Иванович, немного уставший, но довольный, подытожил нашу беседу:
— Думаю, прекрасный коллектив у нас сложился сегодня. Очень многих наших работников надо бы отметить: добросовестные, грамотные, работящие и ответственные люди. Только с их участием достигаются успехи. Вот, например, наш главный инженер Николай Николаевич Козелков вносит огромный вклад в поддержание материально-технической базы предприятия и порядка на территории. Начальник отдела юридической и кадровой работы Наталья Николаевна Шикевич — ей только 23 года, но она уже высокопрофессиональный специалист! Замечательно трудятся начальники бюро Таиса Павловна Саваневич, Ирина Генриховна Литвинович — опытные, серьезные работницы. Нельзя не вспомнить Анастасию Геннадьевну Моисееву, начальника транспортного отдела Леонида Николаевича и многих других. Как поет в своей песне Ксения Ситник, “вместе мы — большая сила”.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter