Он ушел из жизни вечером 6 октября. После его ухода в мире осталось 119 народных артистов СССР. Всемирно известный тенор, лауреат второй премии IV Международного конкурса имени Чайковского, с 1966 по 1989 год ведущий солист Большого театра СССР, он навсегда останется в нашей памяти примером того, каким должен быть артист.
– Боже мой! Он же пел концерт 30 сентября! Он роскошно выглядел, красавец был, орел! Такой Человечище, Личность! Не могу поверить... – горестно восклицает прославленный украинский бас, приглашенный солист Большого театра России Тарас Штонда.
И правда, всего неделю назад в Тюмени Владислав Пьявко выступил в гала-концерте в честь 90-летия Юрия Гуляева в рамках фестиваля «Алябьевская осень». Пел с оркестром неаполитанские песни, а закончил сценой смерти Отелло из одноименной оперы Верди. Она и стала последней вещью, которую выдающийся русский тенор исполнил на сцене.
– Когда мне позвонил наш импресарио Коля Гулевич и спросил: «Владик, поедешь в Тюмень на девяностолетие Юры?» Я говорю: «С удовольствием!» – рассказывал он прямо со сцены. – Мы были здесь, когда Тюменскую филармонию называли именем Юры, потом приезжали, когда открывали его бюст… На эту сцену я привозил итальянцев, и публика их встречала их точно так же, как вы сейчас меня в мои 80 лет!
Насчет восьмидесяти он кокетливо преувеличил. Его 80-й день рождения должны были праздновать 4 февраля 2021 года, и никто не сомневался, что юбилей состоится, ведь энергия в артисте била через край.
Он не боялся экспериментировать. В ноябре 1984 года в итальянском Ливорно спел «кровавую», по мнению критиков, заглавную партию в опере Масканьи «Гульельмо Ратклифф». Только четыре тенора за всю историю рискнули совершить подобный подвиг, остальные – включая Беньямино Джильи, Марио дель Монако и Франко Корелли – предпочли отказаться.
– Я за исполнение этой партии получил от города Ливорно золотую именную медаль «Владислав Пьявко – Великий Гульельмо Ратклифф», – вспоминал он.
Эту страсть к экспериментам он пронес до конца своих дней. Не боялся современных жанров и форм. В 2017 году на сцене театра «Русская песня» исполнил роль Антуана Риши в рок-опере Игоря Демарина «Парфюмер». В 2019 году во Владимире выступил в драматическом моноспектакле «Исповедь тенора».
– Ужасно и неожиданно! – такими словами откликнулся на его смерть отец российского мюзикла Александр Журбин. – А мы все с ним обсуждали, как он споет партию в одном моем спектакле... увы! уже не спот! Земля пухом!
Сибиряк, уроженец Красноярска, Владислав Пьявко очень любил Беларусь. Кто знает, может, здесь его корни? Детство его прошло в Норильске, где он жил с мамой и отчимом. Потом Москва, ГИТИС (в консерватории он не учился), стажировка в «Ла Скала» у маэстро Ренато Пасторино и Энрико Пьяцца, огромный успех, выступления в разных театрах мира…
Я познакомилась с Владиславом Ивановичем в январе 1995 года, когда он приезжал в Минск на торжества в честь шестидесятилетия со дня рождения народного артиста БССР Зиновия Бабия. Голливудский красавец – красивый, статный, разговаривающий тепло и чуть покровительственно – он меня буквально ошеломил.
Но самым большим потрясением стало его исполнение партии Радамеса в опере «Аида» в Большом театре Беларуси. Это был его артистический вклад в память о Зиновии Бабии. Могучий голос Владислава Пьявко буквально заполнял собой все пространство, каждый жест был выверен, как в античном театре, а глаза блистали огнем.
Каково же было мое удивление, когда назавтра вместе с двумя другими тенорами – народным артистом РСФСР Александром Дедиком и народным артистом СССР Анатолием Соловьяненко – он обратился к тогдашнему премьер-министру Беларуси Михаилу Чигирю с предложением основать международный благотворительный фонд имени Зиновия Бабия для поддержки молодых талантливых певцов и ветеранов сцены.
Но оказалось, что его гражданская активность отнюдь не случайна. И в ту пору, и потом он прилагал очень много усилий, чтобы сохранить общее культурное пространство внутри СНГ.
– Границ никогда не существовало среди музыкантов, особенно серьезной музыки – симфонической, классической, оперной, – говорил он. – Это как единое огромное государство на земле, и все его члены и жрецы – то есть мы, певцы и музыканты – никогда себя не разделяли никакими границами.
И эту мысль он подтверждал делами.
Весной 1998 года Владислав Пьявко прибыл в Минск для участия в филармоническом фестивале «Солисты Вены – детям Беларуси». В ту пору он был солистом Венской оперы, но вскоре вернулся в Москву, где и жил до последнего дня.
Отдельная глава – участие Владислава Пьявко в белорусско-российском проекте, посвященном памяти великой советской певицы Ирины Архиповой. Ирина Константиновна и Владислав Иванович были супругами, прожили более 40 лет душа в душу, несмотря на то, что она была на 16 лет его старше.
– Самая титулованная певица Советского Союза была не только добрым гостем, большим другом Беларуси, но и нашей землячкой, – вспоминает автор проекта Валерий Уколов. – С Минском связана романтическая история любви прабабушки и прадеда Ирины Константиновны. В Гомеле жили ее родители, и заботливая дочь их часто посещала.
Эти связи продолжались и на административном уровне. В 1986 году Ирина Архипова возглавила Всесоюзное музыкальное общество, в 1990 году реорганизованное в Международный союз музыкальных деятелей. После ее смерти союз возглавил Владислав Пьявко. Ирина Константиновна и Владислав Иванович словом и делом помогали в организации Белорусского общества музыкальных деятелей. Очень следили они и за судьбами белорусских артистов.
Самый последний случай – когда 30 января 2020 года заслуженная артистка Беларуси Оксана Волкова дебютировала в роли Любаши в «Царской невесте» в Большом театре России.
– Владислав Пьявко был в зале, я очень старалась быть настоящей и петь сердцем, – рассказывала она. А самой большой наградой стало поздравление от Владислава Ивановича.
В эти минуты белорусские артисты и любители оперы скорбят вместе со своими российскими коллегами.
– Господи!!! Только что разговаривали... Невозможно поверить!! Гениальный человек, дорогой Друг, величайший певец!!! Вечная память и слава человеку Земли!!! – написал в «Фейсбуке» заслуженный артист Беларуси Олег Мельников.
Уходит поколение великих. И очень важно, чтобы их дело было продолжено новыми поколениями.
Фото из аккаунта
в Facebook