Лето на пороге: как сейчас работают и обеспечивают безопасность посетителей парки отдыха

Колесу надо крутиться

В этом месяце стартовал новый сезон работы парков аттракционов — не самый простой период для сферы развлечений. Несмотря на эпидемию коронавируса, парки по стране работают в штатном режиме. Их владельцы возлагают надежды на лето: рассчитывают, что придет тепло и дела наладятся. Мы побывали в самых популярных парках аттракционов Минска, регионов и справились об их самочувствии сегодня.

Перед началом сезона Госпромнадзор выдает разрешения на допуск аттракционов к эксплуатации.

Парк Юрского периода

Динопарк в Минске — экзотическое и любимое горожанами всех возрастов место. Здесь они могут перенестись в доисторическую эпоху и увидеть древних рептилий, живших 250—230 миллионов лет назад. Всего в парке обитают 35 динозавров. Они встречают посетителей зловещим рыком, дышат, моргают и двигаются. 


— Наши доходы напрямую зависят от посещаемости, — поясняет директор Владимир Васин. — За март-апрель посещаемость сократилась примерно в 6—7 раз, соответственно, и выручка на столько же. Это поставило нас на грань выживания. Специфика работы парка в том, что основные средства зарабатываются в летний период. Работа в зимний период больших доходов не приносит. Зарплата сотрудников и содержание парка — за счет средств, аккумулированных в летний период. 


Парк создан на деньги иностранного учредителя и частично за счет заемных средств. Бизнес-план подразумевал полностью погасить задолженность по займам в этом году. Однако его пришлось скорректировать. 

— Мы создаем 18 рабочих мест, — продолжает Владимир Васин. — И наши действия направлены на их сохранение. Мы снизили до минимума расходы на содержание парка, организовали ремонт импортного оборудования собственными силами. Для экономии средств пришлось перевести работников на неполный рабочий день. «Запасы» практически иссякли — осталась лишь надежда на увеличение посещаемости. Учредитель предоставил отсрочку платежей по кредитным ресурсам до нормализации обстановки. 


Сотрудники парка всеми доступными способами стараются привлечь посетителей. Через рекламу в метро, рассылают приглашения по школам и предприятиям, совершенствуют оснащение. Например, теперь возле каждого экспоната доступна звуковая информация о нем. 

Встретимся на «Челюскинцах»

На балансе УП «Минскзеленстрой» — Центральный детский парк имени Максима Горького, парк культуры и отдыха имени Челюскинцев, парк имени 900-летия Минска, что в Чижовке, и парк имени 50-летия Великого Октября в районе Тракторного завода. Все они открылись 15 мая, на две недели позже обычного срока. 

Вирус сильно ударил по сфере обслуживания и развлечений.

— За прошлый год мы продали порядка 1 500 000 билетов в четырех парках,
— рассказывает «Р» главный инженер УП «Минскзеленстрой» Владимир Бабивский. — Каждый год мы создаем около 100 сезонных рабочих мест для дежурных аттракционов, которые работают на 54 аттракционах предприятия. 

Два главных парка Минска — имени М. Горького и Челюскинцев. Первый получил популярность из-за аттракционов, а второй может похвастаться большей площадью с лесным массивом. Именно в этих парках действует современная технологичная система продажи билетов. Она пришлась очень кстати во время эпидемии.

— Мы модернизировали уже действующую платежно-пропускную систему для турникетов со считывателями, — продолжает Владимир Бабивский. — Теперь посетители могут использовать не только бумажные билеты с QR-кодами, бесконтактные пластиковые карты посетителей, но и электронные билеты, которые могут считываться с экранов смартфонов. Сканируете смартфоном QR-код ссылки на платежный сервис по продаже билетов на аттракционы. Через сеть интернет браузер откроет страницу платежного сервиса, где можно выбирать аттракционы, количество билетов и способ оплаты. Выбрал и оплатил в два клика, не нужно стоять в очереди к кассе — социальное дистанцирование. Цифровой билет отобразится на экране смартфона и вдобавок отправится на вашу электронную почту, указанную при регистрации в платежном сервисе. Если не смогли воспользоваться прямо сейчас, он действителен до конца сезона. Обычный же действует лишь в течение дня.


Перед началом сезона Госпромнадзор выдал разрешения на допуск к эксплуатации всех аттракционов в парках на балансе УП «Минскзеленстрой». Аттракционы относятся к объектам повышенной опасности, поэтому они прошли тщательную техническую диагностику и, где было необходимо, дополнительные стадии контроля. Кстати, все посетители, которые приобретают билеты на аттракционы, автоматически застрахованы от несчастных случаев.

Аттракционы — дорогое удовольствие. Например, колесо обозрения высотой в 54 метра, как в парке Горького, в базовом исполнении и без учета транспортировки стоит не меньше 2,5 млн рублей. Новые фронтальные качели маятникового типа с высотой подъема посадочной платформы на 8 метров в парке Горького обошлись примерно в 400 000 рублей. Этот сезон для них — дебютный. Выпущены они в нашей стране, прошли сертификацию по последнему Евразийскому техническому регламенту. Из долгожителей остались два аттракциона «Вальс» в парке Горького и 50-летия Октября и «Ладья» в парке Челюскинцев.


— До 2025 года мы выведем их из эксплуатации, — уточняет Владимир Бабивский. 

Даже без коронавируса ненастное лето может подпортить выручку в кассе. Во время дождя или сильного ветра по требованиям промышленной безопасности аттракционы не работают. 

— Мы готовы к убыткам, но надеемся на лучшее, — с оптимизмом рассуждает Владимир Бабивский. — Ждем, что посетители все-таки пойдут в наши парки. Итоги подведем по осени — тогда и посмотрим.

Несмотря на эпидемию коронавируса, парки по стране работают в штатном режиме.

Мир виртуальной реальности

У всех перечисленных выше парков априори нет проблем с организацией социального дистанцирования: открытое пространство и свободные зеленые зоны. Закрытым территориям с ограниченным пространством, где люди дышат одним воздухом, в этом плане потяжелее. Парк виртуальных развлечений TELEPORT в Минске — как раз такого типа. 


— Уже в конце февраля обозначилась тенденция к оттоку клиентов, а к началу апреля мы потеряли более 80 процентов от сезонного показателя посещаемости, — рассказывает директор парка Сергей Юрлевич. — У нас отдельное помещение на втором этаже торгового центра. Мы контролируем количество гостей внутри: не более 20 человек на площадь парка в 1400 квадратных метров. Работаем в масках и перчатках, на входе проверяем температуру бесконтактными термометрами. Перед каждой игровой сессией дезинфицируем контактное оборудование и VR-очки. Под них предоставляем еще и одноразовые защитные накладки. Прочие контактные поверхности обрабатываются каждый час. Генеральная дезинфекция — ежедневно перед открытием парка. Антисептики, а также средства индивидуальной защиты — в свободном доступе для гостей. 

В ожидании чуда и лета

Брестский парк культуры и отдыха. На площади в 78 гектаров работают 27 аттракционов. Парк уникален тем, что часть его аттракционов работает круглогодично. Паровозики, детскую площадку, колесо обозрения в межсезонье не консервируют. Разумеется, работают они только в плюсовые температуры. 


— Поток посетителей сейчас небольшой, — рассказывает Ольга Бирило, художественный руководитель Брестского КУП «Парк культуры и отдыха». — В нынешние 1 и 9 мая, традиционно прибыльные дни, у нас было немноголюдно. Уменьшилась прибыль игровой комнаты и системы общественного питания. В прошлом году там проводили по десятку детских мероприятий в неделю, сейчас — значительно меньше. Хочется поскорее пройти этот непростой период. Уверена, мы продержимся, наш парк многофункциональный: аттракционы, детская игровая комната, картинг, уголок живой природы, теннисные корты, объекты общественного питания. Активно продвигаемся в соцсетях, действует акция «Счастливая среда» — скидка на билеты 50 процентов.

В Могилеве с нетерпением ждут прихода лета. Начальник отдела маркетинга ОАО «МогилевАттракцион» Татьяна Яковицкая уточняет: 

— В нашем парке — 21 аттракцион. Открыли сезон 1 мая, в тестовом режиме работали с конца апреля. Поток посетителей уменьшился по сравнению с прошлым годом ощутимо. Просадка в прибыли связана вдобавок и с холодной погодой в мае. Поэтому мы вынужденно сократили число сезонных работников. Для привлечения посетителей стали размещать больше рекламы в городе: звуковой и визуальной — на центральных улицах и перекрестках, вдобавок у нас стартовали акции. Ждем лета, когда начнутся отпуска и каникулы. 

ikras@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter