Если вы редко видите инвалидов в городе, это вовсе не значит, что их мало. Просто многие из них проводят основное время дома. К сожалению, так бывает, когда молодость, кураж, веселье — все это может оборваться в одночасье. От беды никто не застрахован. Наступает другая жизнь. Чтобы она была как можно менее дискомфортной, у нас, как и в других странах, налаживают безбарьерную среду. В Белорусском обществе Красного Креста корреспондент «Р» взял коляску и поездил по Минску, чтобы понять, насколько удобен хотя бы центр города для инвалидов.
Недолгий променад обычного дня растянулся на полтора часа.
42 минуты под землей
Маршрут свой начал я с парковки у редакции. Помогает передвигаться по городу моя девушка Аня. Она мой хрупкий моторчик. Сразу же на выезде с парковки даже не на самый высокий бордюр взобрался с усилием. Развернулся спиной к бордюру, рывок – залетел. Пока еще не поднаторел ездить на коляске. Первый пешеходный переход — снова трудности. На своих двоих переступил — и не задумываешься, а в коляске даже небольшой уклон чувствуется — съезжаю аккуратно, сзади Аня придерживает коляску. Водители смиренно ждут, пока мы выполним наши «экзерсисы».
Станция метро «Академия наук». Спуститься по длинным пролетам самим нереально. Пандус есть, но лететь я буду по нему долго. Перед лестницей — наклейка с номером вызова работника метро для помощи. Набрал — диспетчер уточнил, на какой именно я станции, и попросил ожидать пару минут.
У выхода из метро — кинотеатр «Октябрь». Только на коляске попасть в него не так и просто. Вход с пандусом загорожен баннером, стрелка на двери «пеняет» в сторону основного входа без пандуса. Заезжай в кинотеатр как хочешь, называется.
К нам поднимается грузный мужчина в форме работника метро. Он приветлив. Аккуратно спускает коляску со мной.
Как на машине, так и в коляске я люблю быстро ездить. Аня за мной не поспевает.
— У меня сегодня день рождения, вот выбрались в город, — разбавил неловкое молчание. Не соврал, мне в тот день и правда стукнуло 23. — Меня Илья зовут.
— А меня Виталий, с праздником, здоровья вам.
Даже крепкому Виталию нелегко меня катить — больше центнера веса вместе с коляской. На самой же станции после турникетов еще пару пролетов без пандусов.
— Мы можем развернуть транспортер, но на это уйдет время, — предлагает Виталий. — Быстрее и проще попросить кого подсобить.
Полностью согласен. Второму работнику нельзя отвлекаться от контроля — просим помощи у прохожих. Словили, что называется, на лету молодого парня. Подхватили меня с двух сторон и перенесли на платформу. Приятно, когда в твой день рождения мужчины в буквальном смысле слова носят тебя на руках.
В 2012 году в подземке появилась служба безопасности. Инспекторы этой структуры сопровождают инвалидов-колясочников на наклонных платформах и перемещают их на гусеничных подъемниках.
В Минском метрополитене на станциях эксплуатируются 24 лифта. 22 подъемные платформы с наклонным перемещением установлены на станциях: «Петровщина», «Михалово» и «Грушевка» — по 4 платформы на каждой, «Институт культуры», «Спортивная» и «Молодежная» — по 2, «Борисовский тракт» — 3, «Уручье» — 1. На станциях «Первомайская» и «Октябрьская» имеются платформы с вертикальным перемещением. Также в Минском метрополитене эксплуатируются 15 гусеничных лестничных подъемников на станциях «Площадь Ленина», «Академия наук», «Парк Челюскинцев», «Московская», «Восток», «Пушкинская», «Молодежная», «Немига», «Пролетарская», «Автозаводская», «Площадь Якуба Коласа», «Площадь Победы», «Партизанская», «Октябрьская», «Купаловская».
Прогуляться решили по новой пешеходной улице Комсомольской. Как на машине, так и в коляске я люблю быстро ездить. Аня за мной не поспевает. Ехали, шумно разговаривали, шутили. Для прохожих такая картина явно была в диковинку, они не привыкли видеть радостного инвалида.
Главное — забота
На Немиге бордюры «жестокие» — высокие. Тяжело нам взбираться. Наши влюбленные силуэты отражались в витринах модных магазинчиков. Только вот не во все мы могли заехать: пандусы в лучшем случае есть у половины. В кафе тоже не заедешь, тусуйся на террасе. А вот «Заботливая аптека» — здесь пандус есть. Но угол у него запредельный, а ширина колеи под детскую коляску рассчитана, я на своей проваливаюсь колесами.
— А вы можете на драйв заехать (касса для машин на улице. – Авт.).
Мы зацепились за ее слова. Вот он — хайп. Элвис покидает здание. Заехал на драйв, стою в очереди машин. Сзади подпирает микроавтобус, спереди — «Рено Логан». Фотограф не скрывает эмоции, он в шоке.
Пусть весь мир подождет
Поехали на набережную Свислочи. Уже выработали свою тактику преодоления бордюров. Найти пандус на набережной не так и просто, рыщешь глазами, прикидываешь маршрут. А перебраться на другую сторону дороги к ТРЦ Galleria Minsk — по подземному переходу у Дворца спорта или катить лишние пять сотен метров до наземного. И здесь уже добродушный Виталий, увы, не спустит меня. Аня одна не справится. Нас миновала парочка, попросил парня помочь. Тот откликнулся сразу же и попытался поднять меня «на пуп», но я уверил: нужно еще подождать подмоги. Как назло, никого нет поблизости. Парень смиренно ждет. Вот еще компания друзей — спустили меня и подняли. Извинился, что доставил им неудобства. Все же отзывчивые люди у нас. Они с полуслова спешат на помощь, это с лихвой компенсирует недостатки городской инфраструктуры.
— Я нагулялась, ноги болят, — в сердцах заявила Аня. Она сбила ноги об упор коляски для смещения центра тяжести. Словом, недолгий променад обычного дня растянулся на полтора часа.
Обратно — на троллейбусе. Он лихо зарулил на остановку. Дальше, чем я рассчитывал. Качу к нему, пассажиры уже все зашли. Понимаю, что не успеваю. Парни в салоне заметили меня, подхватили и буквально закинули в салон. Спасибо им! Вслед впрыгнула Аня. Двери «пшикнули» сразу за ее спиной.
К слову, по должностной инструкции водители общественного транспорта обязаны «произвести остановку параллельно бордюрному камню тротуара на расстоянии 20—30 сантиметров». Про помощь инвалиду в инструкции нет упоминаний. В других европейских странах водитель выйдет из кабины, поможет инвалиду забраться в салон, и пусть весь мир подождет.
На поворотах мотает, поставил коляску на «ручник» и держусь крепко за поручень. Заблокировал собой заднюю дверь. Выглядело это так: толпа «летит» за троллейбусом в надежде вскочить в заднюю дверь — а там я. Небольшое замешательство, и ретируется в среднюю. Выйти из салона на нашей остановке снова помогли крепкие парни.
«1+1»
Паше 27 лет. Три года назад неудачно нырнул в бассейне и повредил позвоночник. Передвигается он на коляске с электромотором. Рядом всегда кто-то из друзей. Паша, как герой фильма «1+1», — «шейник». Не может даже сам взять телефон в руку, кисть скрючена. Но парень, вопреки всему, бывает в барах и на концертах, в кино и на хоккейных матчах.
Встречаемся с Пашей на Каменной Горке, где он живет. Устроились в беседке во дворе.
— Круг друзей сузился, но те, кто остался, помогают, — делится со мной Паша. — Вот я молодой, полный сил и энергии, и тут удар — и уже в коляске. Некоторые с ума после такого сходят. Если думать об этом каждый день, точно сойдешь. Бывает, и у меня слеза по вечерам накатывает. Но жизнь продолжается…
Был в Новосибирске, там бордюры и вовсе «километровые». В Минске же в 80 процентах мест я могу проехать.
Культурная программа
С октября по март — заточение в четырех стенах квартиры. Паша поясняет:
— Колени мерзнут, да и по снегу тяжело ездить. На Новый год — круг почета вокруг дома и обратно. Дома интернет — лучший друг. Летом тоска отходит. В кино езжу. На хоккей частенько, билеты бесплатные. Достает их Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников…
На знаменитой тусовочной улице Зыбицкой считанные бары с пандусами. Охранники порой смотрят так, мол, куда ты едешь, люди пришли отдыхать, а тут ты. Но сказать в лицо такое никто не посмеет — репутацию заведения испортят. А посетители же, наоборот, стараются угостить, освободят лучшее место у бара и в такси посадят, да еще и заплатят. Все разгоряченные, под градусом последнюю рубаху отдадут.
В конце лета Паша с друзьями ездил на фестиваль «Рок за Бобров». В километровой очереди не стоял. Организаторы сразу подошли и провели. На выступлениях любимых артистов Паши толпа поднимала его вместе с коляской над собой. Он был в центре внимания.
Все будет ровно
— Большинство колясочников живет в своем маленьком мире, — грустно вздыхает Паша. — Друг, тоже колясочник, за десять лет был раз пять на улице. Такие, как он, сажают себя в добровольную тюрьму. Я так не хочу жить.
Паша старается поддерживать себя, насколько это возможно, в форме. Занимается ЛФК. Для этого он купил пару специальных тренажеров, добрые люди накидали денег сразу после трагедии.
Паша высказал такую идею: указывать на сайте «Минсктранса» в расписании движения и электронных табло, в какое время будет транспорт именно с низким полом.
С этим предложением я обратился к заместителю генерального директора ГП «Минсктранс» Виктору Тозику. Он пояснил мне: уточнять такую информацию нет надобности, потому как 80 процентов подвижного состава городского транспорта — с низким полом, из них 70 процентов троллейбусов и все электробусы.