Наш корреспондент проехал по Минску в инвалидной коляске и испытал на себе качество безбарьерной среды

Колесом по мостовой

Если вы редко видите инвалидов в городе, это вовсе не значит, что их мало. Просто многие из них проводят основное время дома. К сожалению, так бывает, когда молодость, кураж, веселье — все это может оборваться в одночасье. От беды никто не застрахован. Наступает другая жизнь. Чтобы она была как можно менее дискомфортной, у нас, как и в других странах, налаживают безбарьерную среду. В Белорусском обществе Красного Креста корреспондент «Р» взял коляску и поездил по Минску, чтобы понять, насколько удобен хотя бы центр города для инвалидов.

Недолгий променад обычного дня растянулся на полтора часа.

42  минуты  под  землей


Маршрут свой начал я с парковки у редакции. Помогает передвигаться по городу моя девушка Аня. Она мой хрупкий моторчик. Сразу же на выезде с парковки даже не на самый высокий бордюр взобрался с усилием. Развернулся спиной к бордюру, рывок – залетел. Пока еще не поднаторел ездить на коляске. Первый пешеходный переход — снова трудности. На своих двоих переступил — и не задумываешься, а в коляске даже небольшой уклон чувствуется — съезжаю аккуратно, сзади Аня придерживает коляску. Водители смиренно ждут, пока мы выполним наши «экзерсисы».

Станция метро «Академия наук». Спуститься по длинным пролетам самим нереально. Пандус есть, но лететь я буду по нему долго. Перед лестницей — наклейка с номером вызова работника метро для помощи. Набрал — диспетчер уточнил, на какой именно я станции, и попросил ожидать пару минут.

У выхода из метро — кинотеатр «Октябрь». Только на коляске попасть в него не так и просто. Вход с пандусом загорожен баннером, стрелка на двери «пеняет» в сторону основного входа без пандуса. Заезжай в кинотеатр как хочешь, называется.

К нам поднимается грузный мужчина в форме работника метро. Он приветлив. Аккуратно спускает коляску со мной.

Как на машине, так и в коляске я люблю быстро ездить. Аня за мной не поспевает.

— У меня сегодня день рождения, вот выбрались в город, — разбавил неловкое молчание.  Не соврал, мне в тот день и правда стукнуло 23. Меня Илья зовут.

— А меня Виталий, с праздником, здоровья вам.

Даже крепкому Виталию нелегко меня катить — больше центнера веса вместе с коляской. На самой же станции после турникетов еще пару пролетов без пандусов.

— Мы можем развернуть транспортер, но на это уйдет время, — предлагает Виталий. — Быстрее и проще попросить кого подсобить.

Полностью согласен. Второму работнику нельзя отвлекаться от контроля — просим помощи у прохожих. Словили, что называется, на лету молодого парня. Подхватили меня с двух сторон и перенесли на платформу. Приятно, когда в твой день рождения мужчины в буквальном смысле слова носят тебя на руках.

В 2012 году в подземке появилась служба бе­зопасности. Инспекторы этой структуры сопровождают инвалидов-колясочников  на наклонных платформах и перемещают их на гусеничных подъемниках.

Официальный представитель Минского метрополитена Андрей Дроб пояснил:  первые элементы безбарьерной среды для инвалидов и физически ослабленных лиц в Минском метрополитене появились еще в 2001 году с вводом в эксплуатацию станции «Могилевская» с четырьмя лифтами и локальной системой диспетчеризации лифтов с видеонаблюдением. В 2012 году в подземке создана служба безопасности. Инспекторы этой структуры сопровождают инвалидов-колясочников  на наклонных платформах и перемещают их на гусеничных подъемниках. Кроме того, на станциях расположены переговорные устройства связи, чтобы человек с ограниченными возможностями мог обратиться за необходимой помощью к сотрудникам метро.

В Минском метрополитене на станциях эксплуатируются 24 лифта. 22 подъемные платформы с наклонным перемещением установлены на станциях: «Петровщина», «Михалово» и «Грушевка» — по 4 платформы на каждой, «Институт культуры», «Спортивная» и «Молодежная» — по 2, «Борисовский тракт» — 3, «Уручье» — 1. На станциях «Первомайская» и «Октябрьская» имеются платформы с вертикальным перемещением. Также в Минском метрополитене эксплуатируются 15 гусеничных лестничных подъемников на станциях «Площадь Ленина», «Академия наук», «Парк Че­­люс­кин­цев», «Московская», «Восток», «Пуш­кинская», «Молодежная», «Не­мига», «Пролетарская», «Автозаводская», «Площадь Якуба Коласа», «Пло­щадь Победы», «Партизанская», «Октябрьская», «Купаловская».



Дальше наш путь лежит на «Октябрьскую», чтобы пересесть на другую ветку метро и приехать на «Немигу». Там нас встретят. Прибыл поезд, заехали в первый вагон у стены, чтобы никому не мешать. В вагоне метро я уловил на себе взгляды сочувствия: пассажиры смущенно отводили глаза. На «Октябрьской» нас уже ожидали работники метро. На эскалаторе поднялись на «Купаловскую». Перед нами снова несколько пролетов ступенек. На этой станции больше работников, они и перенесли. На «Немиге» прохожие помогли сотруднику метрополитена вынести меня на поверхность. Пожелали доброй дороги.

Прогуляться решили по новой пешеходной улице Комсомольской. Как на машине, так и в коляске я люблю быстро ездить. Аня за мной не поспевает. Ехали, шумно разговаривали, шутили. Для прохожих такая картина явно была в диковинку, они не привыкли видеть радостного инвалида.

Главное —  забота


На Немиге бордюры «жестокие» — высокие. Тяжело нам взбираться. Наши влюбленные силуэты отражались в витринах модных магазинчиков. Только вот не во все мы могли заехать: пандусы в лучшем случае есть у половины. В кафе тоже не заедешь, тусуйся на террасе. А вот «Заботливая аптека» — здесь пандус есть. Но угол у него запредельный, а ширина колеи под детскую коляску рассчитана, я на своей проваливаюсь колесами.



За время прогулки потратили много энергии. Проголодались. Благо Немига усеяна фастфудами. Я любитель «старой школы». Поехали в «МакДоналдс». Пешком бы я добрался за пять минут, на коляске из-за постоянных остановок у бордюров путь растянулся в разы. И это центр Минска. В самом ресторане быстрого питания пандус есть. Но сделан он как-то витиевато, не сразу нашел заезд на него. И когда забрался в помещение, я не смог дотянуться до стойки кассы. Расплатиться еще можно, а забрать поднос неудобно. Заметно, что персонал совершенно не имеет опыта общения с такими клиентами. Посетители свои взоры обратили на меня. Как будто Элвис зашел в здание. Администратор обронила без задней мысли:

— А вы можете на драйв заехать (касса для машин на улице. – Авт.).

Мы зацепились за ее слова. Вот он — хайп. Элвис покидает здание.  Заехал на драйв, стою в очереди машин. Сзади подпирает микроавтобус, спереди — «Рено Логан». Фотограф не скрывает эмоции, он в шоке.



Что-то аппетит пропал. Впору 92-й бензин мне поедать, раз уж такое дело. Взял мороженое в рожке. А как его везти? Не зажимать между ног, право. Держу в руке, отталкиваюсь, рожок съехал, плюхнулся на асфальт. Картина маслом — инвалид на «МакДрайве» с пустым вафельным рожком. Но уехать не солоно хлебавши, вернее сливочного не лизавши, мне не дали. Быстренько «слепили» второй рожок. К слову, в некоторых точках фастфуда есть кнопка вызова персонала. Я бы такую практику укоренил во всех кафе.

Пусть  весь  мир  подождет


Поехали на набережную Свислочи. Уже выработали свою тактику преодоления бордюров. Найти пандус на набережной не так и просто, рыщешь глазами, прикидываешь маршрут. А перебраться на другую сторону дороги к ТРЦ Galleria Minsk — по подземному переходу у Дворца спорта или катить лишние пять сотен метров до наземного. И здесь уже добродушный Виталий, увы, не спустит меня. Аня одна не справится. Нас миновала парочка, попросил парня помочь. Тот откликнулся сразу же и попытался поднять меня «на пуп», но я уверил: нужно еще подождать подмоги. Как назло, никого нет поблизости. Парень смиренно ждет. Вот еще компания друзей — спустили меня и подняли. Извинился, что доставил им неудобства.  Все же отзывчивые люди у нас. Они с полуслова спешат на помощь, это с лихвой компенсирует недостатки городской инфраструктуры.



— Я нагулялась, ноги болят, — в сердцах заявила Аня. Она сбила ноги об упор коляски для смещения центра тяжести. Словом, недолгий променад обычного дня растянулся на полтора часа.

Обратно — на троллейбусе. Он лихо зарулил на остановку. Дальше, чем я рассчитывал. Качу к нему, пассажиры уже все зашли. Понимаю, что не успеваю. Парни в салоне заметили меня, подхватили и буквально закинули в салон. Спасибо им! Вслед впрыгнула Аня. Двери «пшикнули» сразу за ее спиной.

К слову, по должностной инструкции водители общественного транспорта обязаны «произвести остановку параллельно бордюрному камню тротуара на расстоянии 20—30 сантиметров». Про помощь инвалиду в инструкции нет упоминаний.  В других европейских странах водитель выйдет из кабины, поможет инвалиду забраться в салон, и пусть весь мир подождет.



На поворотах мотает, поставил коляску на «ручник» и держусь крепко за поручень. Заблокировал собой заднюю дверь. Выглядело это так: толпа «летит» за троллейбусом в надежде вскочить в заднюю дверь — а там я. Небольшое замешательство, и ретируется в среднюю. Выйти из салона на нашей остановке снова помогли крепкие парни.

«1+1»


Паше 27 лет. Три года назад неудачно нырнул в бассейне и повредил позвоночник. Передвигается он на коляске с электромотором. Рядом всегда кто-то из друзей. Паша, как герой фильма «1+1», — «шейник». Не может даже сам взять телефон в руку, кисть скрючена. Но парень, вопреки всему, бывает в барах и на концертах, в кино и на хоккейных матчах.

Встречаемся с Пашей на Каменной Горке, где он живет. Устроились в беседке во дворе.

— Круг друзей сузился, но те, кто остался, помогают, — делится со мной Паша. — Вот я молодой, полный сил и энергии, и тут удар — и уже в коляске. Некоторые с ума после такого сходят. Если думать об этом каждый день, точно сойдешь. Бывает, и у меня слеза по вечерам накатывает. Но жизнь продолжается…  



Один бы я никуда не добрался, заряда коляски хватает на три километра, для недолгой прогулки. Да и как взобраться на бордюр самому? Обычно по району катаюсь. Лишний раз не хочется напрягать друзей длительными поездками…

Был в Новосибирске, там бордюры и вовсе «километровые». В Минске же в 80 процентах мест я могу проехать.

Культурная  программа


С октября по март — заточение в четырех стенах квартиры. Паша поясняет:

— Колени мерзнут, да и по снегу тяжело ездить. На Новый год — круг почета вокруг дома и обратно. Дома интернет — лучший друг. Летом тоска отходит. В кино езжу. На хоккей частенько, билеты бесплатные. Достает их Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников…

На знаменитой тусовочной улице Зыбицкой считанные бары с пандусами. Охранники порой смотрят так, мол, куда ты едешь, люди пришли отдыхать, а тут ты. Но сказать в лицо такое никто не посмеет — репутацию заведения испортят. А посетители же, наоборот, стараются угостить, освободят лучшее место у бара и в такси посадят, да еще и заплатят.  Все разгоряченные, под градусом последнюю рубаху отдадут.



В конце лета Паша с друзьями ездил на фестиваль «Рок за Бобров». В километровой очереди не стоял. Организаторы сразу подошли и провели. На выступлениях любимых артистов Паши толпа поднимала его вместе с коляской над собой. Он был в центре внимания.

Все  будет  ровно


— Большинство колясочников живет в своем маленьком мире, — грустно вздыхает Паша. — Друг, тоже колясочник, за десять лет был раз пять на улице. Такие, как он, сажают себя в добровольную тюрьму. Я так не хочу жить.

Паша старается поддерживать себя, насколько это возможно, в форме. Занимается ЛФК. Для этого он купил пару специальных тренажеров, добрые люди накидали денег сразу после трагедии.



— Много неудобств доставляет транспорт со ступеньками, — сокрушается Паша. — Иногда вызываем такси — минивэн, но постоянно не наездишься.

Паша высказал такую идею: указывать на сайте «Минсктранса» в расписании движения и электронных табло, в какое время будет транспорт именно с низким полом.

С этим предложением я обратился к заместителю генерального директора ГП «Минсктранс» Виктору Тозику. Он пояснил мне: уточнять такую информацию нет надобности, потому как 80 процентов подвижного состава городского транспорта — с низким полом, из них 70 процентов троллейбусов и все электробусы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter