Что ожидает покупателей на автомобильном рынке

Колесо спроса

В условиях санкций, геополитической напряженности, логистических проблем, нестабильности курсов валют и дорожающих запчастей основным выигрышным качеством личного автомобиля становится возможность использовать его как можно дольше.

Требования сбавляют ход

Бюджет на покупку автомобиля у 35-летнего брестчанина Николая был сравнительно небольшой — около 6—8 тысяч рублей. Тем не менее требования к машине были высокие: максимальный ресурс и минимальные расходы на обслуживание. Несмотря на то что, по моему мнению, такие условия можно ставить только перед новыми машинами, иногда на рынке проскакивали предложения с более-менее соответствующими экземплярами — как правило, простые по конструкции и с прочным кузовом. Но время таких машин стремительно уходит, и найти их становится все сложнее. 

Николай поясняет, что был уверен, что ему повезет, как и 20 лет назад, когда он купил уже «немолодой» дизельный «Пассат» третьего поколения и теперь называет его неубиваемой техникой. Рассматривая предложения в интернете и на рынках, он стал более приземленно смотреть на положение дел. Но выходить за бюджет не хотелось, да и не было возможности. Тщательные поиски ни к чему не привели — за эти деньги предлагались только экземпляры, требующие существенных вложений. А вкладывать там есть куда: то в двигатель, то в кузов, то в подвеску, а то и во все агрегаты, вместе взятые… Николай стал понимать, что вариантов у него немного: или продолжить копить деньги, или понижать планку требований. 

Действительно, если рассматривать сегодня сегмент вторичного авторынка с ценой в районе 8 тысяч рублей, то вырисовывается невеселая картина: ушатанные до невозможности иномарки и постоянные компромиссы между ценой и состоянием. Работники автохаусов и автоподборщики тоже считают, что ситуация с дешевыми машинами непростая: перебрав десяток предло­жений, приходится сдерживать аппетиты, чтобы обзавестись машиной в более-менее приличном состоянии. Дело в том, что сегодня не лучшее время для сосущих деньги престарелых автомобилей или высокотехнологичных моделей, так как для содержания их в технически исправной форме нужны постоянные затраты. 

Сейчас для рядового покупателя — время простых по конструкции и достаточно свежих автомобилей. Такие варианты потребуют в ближайшие годы в основном лишь плановые ТО, которые будут под силу любому опытному шоферу. 

Вряд ли сейчас можно дать полную и компетентную оценку результатам влияния политики санкций на состояние авторынка. Пока мы видим, что основные проблемы возникают из-за ограничительных мер в отношении России. Белорусские автодилеры, к сожалению, в полном объеме ощутят на себе ограничения и запреты, вводимые иностранными правительствами и автопроизводителями в Российской Федерации, считает член правления Белорусской автомобильной ассоциации «БАА» Сергей Варивода. Возможно, отдельным импортерам будет позволено вернуться к прямым контактам с автопроизводителями, хотя для этого потребуется определенное время.

Ниша пустой быть не может

К сожалению, предложений на рынке не прибывает, а цены у автодилеров в национальной валюте растут. На стоимость оказывают влияние как вводимые правительством Российской Федерации санкционные и контрсанкционные ограничения, так и валютный курс, а также проблемы с логистикой. Внутренний автомобильный рынок страны зависим от поставок из России, отмечает Сергей Варивода. 

До вступления Беларуси в Таможенный союз автодилеры страны в основном имели прямые контракты с производителями. Однако технический регламент Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» установил, что в союзе может быть только один заявитель на получение Одобрения типа (сертификата соответствия) на автомобили. Естественно, такими заявителями стали резиденты Российской Федерации, а белорусские дилеры потянулись к ним за статусом региональных ­игроков. 

Рынок сегодня очень волатильный, но среднее повышение цен в российских рублях сейчас определяется глубиной девальвации, удорожанием логистики и, как говорится, «аппетитом» конкретных поставщиков. На цены в Беларуси накладывается валютный курс внутри страны. 

Пока, как оценивает ситуацию Сергей Варивода, стоимость ранее ввезенных автомобилей в Беларуси ниже, чем то, что сейчас формируется в России. Автодилеры осознают, что, если произойдет ценовой шок у потребителей, это может привести к коллапсу продаж. Но экономика — вещь упрямая, с новыми поступлениями автомобилей в салоны придут и новые цены. 

Любой кризис — проблемы для одних и возможности для других. По идее, перспектива заполнения китайскими автомобилями опустевших ниш на рынке кажется довольно вероятной. Но пока это в большей степени предположение, считает Сергей Варивода. Действительно, почему многие ожидают экспансию именно китайских автомобилей, а не более популярных корейских? Время покажет. А существенный рост доли китайских марок в ближайшие годы прогнозировался аналитиками и до введения санкций. Поэтому по итогам года доля китайских машин в продажах белорусских автодилеров может превысить 20 %. 

Брать или не брать?

Главный вопрос, который сейчас волнует тех, кто собирался приобрести машину: что делать, какая позиция покупателя сегодня может быть наиболее выигрышной? Если автомобиль вам действительно нужен, то, конечно, попытаться купить его сейчас из остатков ранее ввезенных новых автомобилей. Чудес не бывает, и возврата к прежним ценам уже не будет. А если ко всем проблемам авторынка добавится еще и дефицит автомобилей, то цены будут продолжать расти, уверен эксперт. И стоит не один раз задуматься, прежде чем брать деньги в долг на покупку автомобиля. Без новой машины можно и обойтись, а вот обречь себя на выплату непосильных платежей по долгу — явно не лучшее решение в текущей ситуации.

Гарантии и запчасти

Есть ли смысл владельцам новых машин опасаться проблем с гарантией и запчастями? Общего ответа на этот вопрос нет. С одной стороны, гарантийных обязательств никто не отменял. С другой — производители находятся за рубежом, в первую очередь в Российской Федерации. Ситуация с дефицитом необходимых запчастей неизбежно будет сказываться на способности белорусских официальных центров быстро производить ремонт. Что же касается закупок запчастей впрок, то вряд ли здесь можно чему-то дополнительно научить автовладельцев — каждый делает свой выбор, считает эксперт. Но, как говорится, на всю жизнь не накупишься...

Рывок к розетке

В совете Евразийской экономической комиссии решили обнулить таможенную пошлину на ввоз электромобилей в страны Евразийского экономического союза — Беларусь, Казахстан, Армению и Кыргызстан — до 2024 года. Об этом пишет сайт «Ведомости».

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter