Во что обойдется подготовка машины к зиме

Колесо обозрения

По Правилам дорожного движения к 1 декабря на машинах должна стоять зимняя резина. Иначе штраф. Уже ноябрь. Стоит ли тянуть с резиной до последнего?

Фото БЕЛТА

Крутятся диски


Моя задача — “перебросить” колеса по программе “всё включено”. То есть заменить резину на всех четырех колесах и провести балансировку. Что предлагает рынок? Объезжаю ближайшие станции техобслуживания. Разброс цен небольшой — 38—42 рубля. В Уручье просят за манипуляции с моими колесами R17 минимальную цену. Подходит! Во время процедуры можно посидеть в машине. Или попить кофе из стоящего в боксе автомата. Мастера в четыре руки вывешивают машину и скручивают колеса. Одно за другим бросают на станок и за секунды сдирают старую и бортируют новую, привезенную мной в багажнике резину. Накачивают колеса до нормативного давления. Следующий этап — балансировка каждого колеса. Зажимают в станине и раскручивают. Компьютер считывает показания вибрации, подсказывает, где нужно огрузить диск. Набивные грузики монтируются парой ударов молотка. Минутное жужжание пневматического гайковерта, и машину “сбрасывают” с домкратов. На все про все — от силы 20 минут. Цена — 38 рублей.

На прощание предполагаю, что выбрал подходящее время для замены шин. Позже будут очереди. В ответ услышал категоричное: “Не будут. Нынче времена не те. Если у нас будет хотя бы 2—3 машины в очереди, водителю проще проехать лишние 500 метров и заглянуть к конкурентам”.

Действительно, интерактивная карта в интернете демонстрирует довольно плотную столичную сетку специализированных СТО в шаговой доступности. Спрос определяет предложение. В регионах картина несколько иная. В Верхнедвинске всего около пяти шиномонтажей, в Лунинце — столько же. В городском поселке Плещеницы — пара. Владелец одного из них говорит, что больше и не нужно. В сезон здесь гости редкие. Лишь в преддверии первого снега происходит некоторое оживление, но за несколько дней все желающие могут спокойно “переобуться”. Цены, кстати, вполне приближены к столичным — от 25 до 35 рублей за замену комплекта резины.
ФОТО БЕЛТА

И никуда ехать не нужно

Сегодня “переобуть” машину можно, не снимая домашних тапочек. Новый вид сервиса — мобильный шиномонтаж. Что за “зверь” такой? Продолжаю выяснять.

На мой телефонный звонок отвечают с некоторой задержкой. И тут же поясняют: в передвижной мастерской работало оборудование — проводилась раскатка диска. Мой собеседник Сергей Шувалов рассказал, что на колеса свой шиномонтаж решил поставить 2 года назад. Сперва думал расширить перечень услуг — оказывать помощь водителям большегрузной техники. Расчет, в принципе, был верен. Если водитель легковушки при проколе колеса может самостоятельно установить “запаску”, то вот груженный песком МАЗ или груженную под завязку и опечатанную фуру “вывесить” на домкрат, открутить массивные болты и “перебросить” неподъемную “запаску” — то еще приключение.

Проще набрать номер телефона и вызвать квалифицированных помощников на место ЧП. А потом владелец мобильного шиномонтажа осознал, что его основные клиенты — все те же владельцы легковых авто. “Если гора не идет к Магомету, знаете такое? Шумиха вокруг сезонных очередей перед воротами станции техобслуживания осталась только в головах у водителей. Теперь приходится за клиентом побегать”, — рассуждает Сергей Шувалов.

Его мастерская — небольшой фургон, в кузове которого поместились станки для бортирования и балансировки колес, правки дисков, компрессор и вулканизатор (чтобы в случае необходимости поставить латку на прокол).

Мониторю рынок — сколько нынче стоит человеческая лень и комфорт? “Всё включено” для моих R17 — все те же 38—42 рубля, как и на стационарных СТО. Отличительная черта  “мобильников” — обязательная плата за выезд. И равна она примерно 15—18 рублям. Но ее может и не быть. Самый распространенный бонус от бизнесменов — бесплатный выезд при условии обслуживания нескольких машин. Если в двух словах: можно скооперироваться с друзьями или соседями по гаражному кооперативу и назначить “переобувание” нескольких машин на одно время.
Фото Сергея Лозюка

Акция. Будьте внимательны


Экономить на резине для машины себе дороже, ведь колеса — единственные точки соприкосновения транспортного средства с дорожным покрытием, и от их качества напрямую зависит не только безопасность, но и сама жизнь участников дорожного движения. А вот разумно не переплатить за услуги шиномонтажа можно. В частности, с помощью разовых или сезонных акций различных сервисменов. Лучше всего, конечно, отслеживать официальные интернет-сайты интересующих компаний. А еще можно поинтересоваться наличием бонусов на специализированных сайтах. Там собраны акции различных компаний практически всех сфер деятельности, прямо сейчас можно найти заманчивые предложения по шиномонтажу. Например, бесплатную диагностику подвески при полном “переобувании” авто. Или бесплатную замену резины при условии, что она будет закуплена здесь же. Меня привлекла акция одной из сетей шиномонтажа. Речь идет о 50-процентной скидке на “всё включено”. Единственное условие — покупка так называемого промо-кода. Стоит он всего 1,5 рубля. В теории все замечательно: получил набор цифр и букв, предъявил мастерам на СТО и иди пить кофе, пока машину обслуживают за полцены. В большинстве случаев подобная халява все же существует, и объясняется это довольно просто. Как правило, акции компании длятся 1—2 месяца. За это время клиенты, что называется, протаптывают туда тропинку и в дальнейшем уже по привычке продолжают пользоваться услугами на рыночных условиях. Однако, к сожалению, не всегда написанному стоит верить слепо. На одном “акционном” СТО услуга “всё включено” в обычное время обходится (для колес 17-го радиуса) 60 рублей. А со скидкой почти столько же, сколько и в среднем по городу.

Как бы то ни было, все идет к тому, что плюсовые температуры — лишь последнее “прощай” затянувшейся осени. Снегу и морозу быть, пророчат синоптики. А значит, пора определяться с форматом “переобувания”.

ДЕРЖИТЕ БАЛАНС

Одна из обязательных процедур при каждом “переобувании” машины — балансировка колес. То есть устранение вызванного центробежной силой биения колеса. Существует два вида дисбаланса — динамический (хорошо знакомая каждому юному велосипедисту “восьмерка”) и статический (когда колесо при вращении прыгает). Основные причины такого явления всего две — деформация диска или кривизна самой резины. В большинстве случаев дисбаланс можно устранить или хотя бы уменьшить до приемлемого уровня с помощью специальных грузиков, набиваемых на диск в нужном месте.

Почему балансировать колеса обязательно? В обиходе шиномонтажников есть такое сравнение: дисбаланс колеса в 20 граммов на скорости

90 км/ч вызывает такие же нагрузки, как и двухкилограммовый молоток, ударяющий по колесу 500—800 раз в минуту. Благодаря способности подвески нивелировать удары, водитель может биения и не почувствовать. До поры до времени, так как энергия дисбаланса не уходит в пустоту, а перераспределяется по элементам и узлам транспортного средства. Результаты эксплуатации машины с разбалансированными колесами могут быть разными. Во-первых, это приводит к повышенному и неравномерному износу самих шин. Во-вторых, снижается устойчивость машины на дороге.

В-третьих, узлы подвески гасят удары не без последствий. Из-за вибраций быстро разбиваются сайлент-блоки, деформируются рычаги, “сдуваются” амортизаторы. Ко всему прочему, страдают и ступичные подшипники. Наконец, дисбаланс передних колес отзывается вибрацией руля, а значит, вызывает дискомфорт и переутомление водителя.

Как часто нужно проводить балансировку колес? Специалисты рекомендуют каждые 4—5 тысяч километров. Дело в том, что в процессе езды какой-нибудь из балансировочных грузиков может сместиться со своего места. Но это при штатном режиме езды. Обязательно нужно проверить баланс после попадания колеса в глубокую яму или после ряда “пробиваний” подвески. При появлении вибрации руля или кузова машины на скорости свыше 60 км/ч при установке на диски шин, причем не важно, были они в употреблении или новые. Наконец, балансировать колесо нужно после каждого ремонта (устранение дырки, правка диска).

Кстати, далеко не все знают, что шины характеризуются не только степенью их износа, но и сроком годности. Даже новенькая резина, долгое время лежащая на складе или в гараже, со временем теряет свои качества. Стандартный срок хранения резины составляет 5 лет. После этого покрышки отправляются обратно на завод на переработку. Впрочем, по истечении срока годности шины можно использовать, если они хранились в правильных условиях — в затемненном месте, без попадания прямых солнечных лучей, при постоянной влажности воздуха и так далее.

БЛЕСТЯЩИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Нередко к преждевременному износу резины приводят деформации колесного диска. Причем необязательно это должна быть какая-нибудь вмятина. Порой достаточно на ободе поселиться лишь коррозии или нескольким сколам, чтобы баланс колеса “ушел” далеко от идеала. Многие СТО оказывают услуги по очистке и дальнейшей окраске дисков. Но стоит такой комплекс работ около 180—200 рублей (для металлических дисков, “штамповки”) и от 250 для “литья” (если не требуются дополнительные работы по сварке, проточке и так далее). А во что обойдется восстановление дисков своими руками? Конечно, сложно представить себе вандала, который поднимет руку на стильные литые диски, но вот штампованные восстановить несложно. “Дешевый и сердитый” метод требует наличия металлической щетки (2—3 рубля), наждачной бумаги (1 рубль), банки преобразователя ржавчины (3—6 рублей) и баллона с нитрокраской для дисков (6—10 рублей). А также, разумеется, времени и умелых рук.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter