Бывший велогонщик Петр Кутас - о знаменитой белорусской многодневке и не только

Колесо истории

Бывший велогонщик, а сейчас старший преподаватель кафедры велосипедного, конькобежного и конного спорта БГУФК Петр Кутас родился 1 апреля. И жизнь нередко "подшучивала" над ним. Еще за неделю до отъезда команды СССР на чемпионат мира-1975 он был в составе, но дома оставила серьезнейшая ангина. Тренировался бок о бок с Валерием Чаплыгиным, Ааво Пиккуусом, Владимиром Каминским, которые впоследствии стали олимпийскими чемпионами Монреаля, но сам отбор не прошел. Надеялся гонять и после 30, но не позволили проблемы со здоровьем... Всяких зигзагов хватало на пути Петра Петровича. Однако на жизнь он не жалуется. Вызвав его на разговор в преддверии традиционной велогонки, которая ныне проводится на призы "Сельской газеты", я в этом убедился абсолютно точно.

- Четыре раза становился призером чемпионатов Советского Союза. Завоевал около 20 медалей, в том числе 2 золотые, на чемпионатах Вооруженных Сил СССР, которые были в числе одних из самых престижных всесоюзных стартов. Было немало других наград. Так что нормально у меня все в велосипедном спорте сложилось.

- Но ощущение какой-то недосказанности от того, что на чемпионатах мира, Олимпийских играх и велогонках мира так и не проехали, наверное, присутствует?

- Скамейка запасных в сборной Союза тогда была такая длинная, что, участвуй мы в самых крупных международных стартах несколькими командами шоссейников, все они были бы в лидерах. Тренерам приходилось кем-то жертвовать. И они при прочих равных опирались на территориальный принцип, отдавая предпочтение россиянам.

- Как вы пришли в велосипедный спорт?

- Окончив школу в Логойском районе, в 16 лет поступил в Минский индустриально-педагогический техникум. В общежитии меня поселили в одну комнату с парнем, который на тот момент уже занимался велоспортом. И я очень быстро загорелся. В 1967-м пошел тренироваться в "Трудовые резервы" к Виктору Камлюку, которому очень благодарен. Через пару лет стал чемпионом Беларуси среди юниоров. И пошло-поехало.

- Сколько раз вы участвовали в нашей славной многодневке, которая в ту пору проводилась на призы "Физкультурника Белоруссии"?

-- Четыре, если не ошибаюсь, -- в круговерти стартов всего и не упомнишь. Но вот то, что впервые я проехал эту гонку в 1972-м, никогда не забуду. Ведь именно тогда случилась страшная трагедия с Николаем Дмитруком. Те, кто на том этапе ушел в отрыв, происшествия не видели. Но у меня, как сейчас помню, тогда километров за 40--50 до Молодечно случился прокол колеса. Я заменил велосипед, только-только догнал основную группу. И тут услышал удар, увидел, как Дмитрук от лобового столкновения с мотоциклистом взлетел на несколько метров вверх и упал на асфальт. Образовался завал, в котором кто-то сломал руку, кто-то получил ушибы. А на финише все мы узнали, что Коля погиб. Огромнейший шок! Последний этап как дань памяти Дмитруку мы проехали. Но у всех было такое тяжелое психологическое состояние, что словами не передать.

- Насколько представительными были белорусские туры в 1970--1980-х годах?

- Денег даже победителям и призерам не полагалось. Но во внутреннем календаре соревнования котировались по самому высокому разряду. Приезжали спортсмены из некоторых других союзных республик. Если позволяли графики, старались участвовать все сильнейшие белорусские гонщики. А их уровень тогда был высочайший. Чтобы это понять, достаточно сказать, что на ту пору в сборной СССР, наверное, было самое большое представительство нашей страны за все времена. Привлекались Владимир Каминский, Александр Кисляк, Леон Дежиц, Борис Исаев, Олег Логвин, Анатолий Миклашевич, Викентий Баско, Николай Дмитрук...

- Тяжело было ехать гонку на призы "Физкультурника Белоруссии"?

- Продолжительность многодневки была около 1000 километров. Не легкая прогулка. Но все познается в сравнении. Например, я в середине 1970-х пару раз ехал "Тур Словакии". Так там этапы по 170--180 километров каждый. И так почти две недели без выходных. Да по горам. Очень сложно. Но получалось нормально. Был третьим по горной классификации, побеждал на одном из этапов. Очень запомнилось, как этому успеху радовались советские военные, которые тогда базировались неподалеку от Банска-Бистрицы.

- Вы ведь побеждали в белорусской многодневке?

- В 1977-м стал третьим в личном зачете, а в 1978-м -- выиграл. Маршрут того пробега пролегал главным образом по Могилевщине, а заканчивался этапом Орша -- Минск. Все сильнейшие белорусские гонщики тогда не участвовали. Но все равно состав был представительный, и для меня та победа -- повод для гордости.

- Через пару лет после этого вы, насколько знаю, закончили карьеру...

- Хотелось и дальше выступать. Но большой дискомфорт доставляла так называемая холодовая аллергия. В сборную не проходил. Решил: все, приехал.

- Куда дальше пошли?

- Работал тренером по велосипедному спорту. Затем несколько лет был начальником штаба спортивной роты. А в 1993 году, после того как уволился из Вооруженных Сил, устроился на кафедру, где без перерывов тружусь до сих пор. Делюсь знаниями с молодежью.

- Интересно, как вы оцениваете нынешнее положение дел в белорусском велосипедном спорте?


- Массовость по сравнению с советским временем упала. На зарубежные сборы выехать мало кто может. С материально-техническим обеспечением тяжело. Плюс эта тотальная автомобилизация, которая мешает тренироваться на шоссе. Со скептиками, которые говорят, что наш велосипедный спорт не развивается, я, впрочем, не соглашусь. Есть отличные условия в "Минск-Арене". Есть профессиональный велосипедный клуб. Постоянно кто-то выстреливает на международном уровне. И в перспективе таких, как Кириенко, Омелюсик, надеюсь, будет больше. Определенный импульс должно дать то, что председатель Белорусской федерации велосипедного спорта Николай Ладутько недавно был назначен на должность генерального директора "Мотовело". В СССР велосипедный бум, знаете, начался вскоре после того, как Харьковский велозавод наладил массовый выпуск спортивных велосипедов. И нам сейчас тоже надо сделать так, чтобы каждый начинающий велосипедист мог сесть на качественный велосипед собственной сборки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter