Что мы знаем о кавалере трех царских и двух советских орденов Ансе Даумане?

Колесо истории Анса Даумана

Его именем еще в 1928 году в Минске была названа улица, могила находится в самом сердце Центрального детского парка им. М. Горького. Что мы знаем о кавалере трех царских и двух советских орденов?

Известно, что история движется по спирали, но не сама по себе: ее создают люди. Сегодня мы вспомним человека, занявшего в истории заметное и достойное место. Речь пойдет об Ансе Эрнестовиче Даумане. Его имя наверняка знакомо широкой публике. В том числе детской. Ведь именно в парке имени М. Горького у подножия колеса обозрения находится могила большевика с партийным прозвищем Пуйка. Кроме того, именем члена Реввоенсовета 16-й армии названа улица в центре столицы. 

Анс Дауман (слева) и Янис Пиече — члены Реввоенсовета Армии Советской Латвии. 1919-й, г. Рига, у входа в здание правительства.

Невзирая на то что фамилия Дауман на слуху, знаем о нем мы не очень много. Слабым оправданием может служить тот факт, что погиб Анс Эрнестович 101 год назад, в 1920-м. Но погиб-то он не случайной смертью. Из жизни, причем на белорусской земле, он ушел в расцвете лет, ему было всего 35. 

Вспомним биографию. По национальности — латыш, родился 26 ноября 1885 года в Дрейлинской волости Рижского уезда Лифляндской губернии в семье кузнеца. В 19 лет Анс стал большевиком и уже через год принял участие в подготовке рабочей стачки в Риге. Политическая деятельность не мешала ему учиться в Псковском землемерном училище, которое он окончил в 1906 году. В 1907-м Даумана призвали в Русскую императорскую армию. После демобилизации в 1908 году работал землемером разных организаций в Виленской губернии. В 1914-м был вновь призван в Русскую императорскую армию, где Анс окончил школу прапорщиков и стал младшим офицером. Воевал в Первой мировой войне. Причем отважно и достойно. Был награжден орденами Святого Станислава II и III степени, орденом Святой Анны III степени. В одном из боев Анс был тяжело ранен. После выздоровления вернулся в строй. 

В дни Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года младший офицер гарнизона г. Нарвы Анс Дауман был избран городским головой, председателем городского Совета. Будучи в должности, именно Дауман организовал народное голосование о переводе Нарвы из состава Ямбургского уезда Петроградской губернии в состав Эстляндской губернии. Ходатайство с документами о голосовании он представил правительству Керенского и позже добился от правительства уже Ленина положительного ответа. Так окончилось 200-летие пребывания Нарвы в составе соседней Петербургской губернии. 

После Великой Октябрьской революции Анс Дауман становится председателем Нарвского военно-революционного совета. Принимал участие в создании Нарвского рабочего полка и был командиром кавалерийского отряда. В феврале — марте 1918 года, во время наступления немецких войск, Дауман — командир Нарвского партизанского отряда. Позже он организовал из нарвских рабочих полк Красной гвардии, который впоследствии стал ядром 6-й Гатчинской дивизии. В июне 1919-го сын латышского кузнеца становится командующим Курляндской группой войск Западного фронта.

Дауман и Беларусь

В октябре 1919 года Анс Дауман становится членом Реввоенсовета 16-й армии, которая располагалась в Беларуси. Часть республики к этому моменту уже была оккупирована польской армией интервентов (Минск был захвачен 8 августа 1919 года). На захваченной территории поляками был установлен жесткий режим. Возродилась власть помещиков и капиталистов, проводились массовые аресты противников польского режима, богатства республики в массовом порядке вывозились в Польшу. 
Стали закрываться белорусские школы и учреждения культуры, из госучреждений массово увольняли белорусов и православных христиан, польский язык был объявлен государственным. В общем, все белорусское поляками выжигалось беспощадно и решительно. 
А что же Анс Дауман? В конце марта — начале апреля 1920-го он делегат IX съезда РКП(б), состоявшегося в Москве. Там же, в Первопрестольной, Анс обучается в Военной академии Генштаба ­РККА. Советскому государству нужны грамотные военачальники, ведь враг не стоит на месте. Весной 1920 года при помощи стран Антанты увеличив свою армию до 740 тысяч человек, Польша снова развернула наступление и захватила Мозырь, Калинковичи, Речицу. Красная армия, получив пополнение с Восточного фронта, начала контрнаступление. Увы, неудачное, пришлось отойти на исходные позиции. Новое наступление войск Западного фронта под командованием Тухачевского началось 4 июля 1920 г. 11 июля 1920 г. был освобожден Минск, 1 августа — Брест.

Путь Красной армии лежал на Варшаву и далее на Берлин. На этом яростно настаивал глава РВС Лев Троцкий. По мнению последнего, поход был необходим для создания непобедимого рабоче-крестьянского союза России, Украины, Белоруссии, Польши и Германии. Кстати, с мировым пожаром революции, который мечтал разжечь Троцкий, был категорически не согласен член РВС Иосиф Сталин. Время и развитие событий подтвердило правоту последнего.

Но вернемся вновь к Ансу Дауману, который командовал 10-й стрелковой дивизией 16-й армии и освобождал от польских интервентов Игумен (Червень), Пуховичи, Клецк, Картуз-Березу, Пружаны, Кобрин. 1 августа был освобожден Брест-Литовск (сегодня Брест. — Прим. авт.). 
Именно в день освобождения Брест-Литовска не стало неутомимого борца с мировой буржуазией Анса Даумана. При форсировании реки Западный Буг он погиб от разрыва артиллерийского снаряда…
Принято официально считать, что Анс Дауман погиб именно 1 августа. Но есть небольшие расхождения с официальным документом тех лет. Спустя 8 дней с момента гибели приказом ­РВСР (Революционного военного совета Республики. — Прим. авт.) Анс Эрнестович Дауман был посмертно награжден орденом Красного Знамени и почетным революционным оружием. 

Награды

В представлении к награде писали: «Награждается орденом Красного Знамени убитый в бою 2 августа против врагов Социалистической Республики начальник 10-й стрелковой дивизии Дауман Анс Эрнестович за отличия в боях 30 и 31 июля, 1 и 2 августа в Северном Полесье, где лично повел свои части и, сбив упорное сопротивление на р. Ясельда, развил энергичное наступление и занял г. Кобрин. После чего, принимая участие с дивизией в ожесточен­ных боях по форсированию р. Западный Буг и подавая личный пример мужества и храбрости, был убит осколками снаряда, запечатлев своей смертью преданность Республике».

Таким образом, в представлении к ордену писалось, что Дауман был убит 2 августа. Невзирая на смерть, это была не последняя награда Даумана. Приказом ­РВСР от 31.12.1921 г. «за выдающуюся стойкость и доблесть, проявленные в период бывших насту­пательных боев на Варшаву и в последовавших затем арьергардных боях: по быв­шей 16-й армии начальник 10-й стрелковой дивизии Дауман Анс Эрнестович» был награжден еще одним орденом Красного Знамени посмертно. Награду вручили жене. 

Вот такая краткая и в то же время необычайная биография человека, яростно мечтавшего о дне, когда мировая революция победит на всей планете. 

***

Отважный латыш, кавалер трех царских орденов и двух советских, был похоронен в Центральном детском парке имени М. Горького на самом высоком месте. Сегодня рядом с его могилой располагается колесо обозрения. В честь героя в 1928 году в Минске бывшая 2-я Старовиленская улица была переименована в улицу Даумана. Есть улицы Даумана в Борисове, поселке Оболь (Витебская область). Там же, в Оболе, в 1969-м на территории торфопредприятия был установлен бюст Даумана. Сегодня памятник располагается во дворе музея Обольского комсомольского подполья. Есть улица Даумана и в Нарве, где революционер начинал свою политическую и военную карьеру, но вряд ли даже в страшных снах предполагал большевик, что спустя почти 100 лет с момента его смерти вокруг его имени начнутся пляски на костях...

Историю надо знать

Вкратце изложим суть. В октябре 2020 года рийгикогу Эстонии (парламент) внес изменения в закон «О топонимике», согласно которому «имена лиц, которые воевали против Эстонской республики, нельзя использовать в названиях географических объектов». По мнению инициировавшего поправку Эрика-Нийлеса Кросса, Дауман — «коммунистический красный убийца», и поэтому улицу, носящую его имя, следует непременно переименовать. Иначе это оскорбляет государственность Эстонии.

Не станем говорить о короткой памяти политиков, но лишь напомним, что именно Дауман, возглавлявший летом 1917 года Нарвский Совет рабочих и солдатских депутатов, сперва провел городское голосование, а следом направил его результаты Временному правительству ходатайство о включении Нарвы в состав Эстляндской губернии. И ходатайство было принято. Уже осенью того же года народный комиссар по делам национальностей большевистского правительства ­РСФСР Иосиф Сталин утверждает присоединение Нарвы к Эстляндской губернии. Отметим, что тогда Эстляндия еще находилась в составе России.

Когда в ноябре 1918 года Красная армия вошла в Нарву, здесь была провозглашена Эстонская Советская республика — Эстляндская трудовая коммуна во главе с Ансе Дауманом и Альбертом Тийманном. Да, образование просуществовало недолго, всего 52 дня, но оно положило начало будущей Эстонии.

После военных перипетий 2 февраля 1920 года между Советской Россией и Эстонией в Тарту был подписан мирный договор, по которому Нарва с окрестностями осталась в составе Эстонии.

Так что можно говорить о том, что, по сути, Дауман не «кровавый убийца», а патриот Нарвы. Ведь именно с его легкой руки Нарва перешла из состава Ямбургского уезда Петроградской губернии в состав Эстляндской губернии. И уж что-что, а хотя бы улицу в честь своего имени он заслужил в этом городе.
Вот уж, воистину, история хороша тем, что ее легко адаптировать. Безусловно, воевать с названиями улиц гораздо выгоднее и безопаснее, но жители Нарвы не пошли пока на поводу у политических крикунов, и в городе по сей день есть улица Даумана.
Как долго она просуществует, учитывая беспрерывные атаки безумствующих политиканов на «неправильное», по их мнению, прошлое, — неизвестно… Но будет жаль, если однажды реальную историю подменят на выгодную интерпретацию исторических событий.

Вся эта ситуация замечательно укладывается в стихотворные строки поэта Яна Березкина:

Трудно войти в историю,

Но очень легко в нее вляпаться.

Молчит, губы сжав, прошлое

И слушает настоящее.

usachev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter