Трансформация предприятия, финансовое оздоровление, эффективность экспортных поставок — Премьер-министр обозначил точки роста ОАО «Белшина»

Колесо должно крутиться

Премьер-министр Роман Головченко посетил с рабочим визитом ОАО «Белшина». Предприятие является крупнейшим в Европе производителем шин для грузовых и легковых автомобилей, общественного транспорта, сельскохозяйственной техники, автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности. Сегодня компания продолжает развиваться: здесь проводят крупномасштабную техническую и экономическую модернизацию. При этом приходится решать и ряд вопросов, связанных с эффективным сбытом, поддержанием оборотного капитала и снижением зависимости от заемных средств. Глава Правительства осмотрел цеха, оценил реализацию инвестиционных проектов, а также обсудил меры, которые нацелят предприятие на новую эффективную стратегию работы. 

Выйти на окупаемость

«Белшина» — одно из крупнейших предприятий страны, имеющее особое значение для экономики. В его состав входят три шинных завода: крупногабаритных шин (СКГШ), массовых шин (ЗМШ), сверхкрупногабаритных шин (ЗСКГШ). Все они располагаются в Бобруйске: именно отсюда их продукцию экспортируют в более чем 60 стран. В основном это рынки России и Украины. Однако продукция компании отгружается также в Казахстан, Молдову, Армению, Азербайджан и другие страны СНГ, а также страны дальнего зарубежья.

Роман ГОЛОВЧЕНКО побывал на одном из крупнейших предприятий страны «Белшина».

В настоящий момент на предприятии освоено более 300 моделей шин. За последние три года на серийное производство было поставлено около 70 новых типоразмеров шин. Для их выпуска используется более 20 наименований сырья и материалов.

Рабочую поездку Роман Головченко начал с осмотра завода крупногабаритных шин. Здесь он оценил проделанную работу, ознакомился с процессом автоматизации цехов. 

В организации на данный момент осуществляется крупномасштабная модернизация, в рамках которой реализуется ряд крупных инвестиционных проектов и внедряется современное высокотехнологичное автоматизированное оборудование ведущих мировых производителей. Оно существенно снижает влияние человеческого фактора на производство и повышает качество продукции. Так, в 2015 году было завершено техперевооружение заводов крупногабаритных шин и массовых шин, освоен выпуск легковых шин с посадочным диаметром до 20 дюймов и увеличены ассортимент и объемы производства широкопрофильных сельскохозяйственных шин радиальной конструкции. 

В свою очередь, на заводе сверхкрупногабаритных шин на заключительной стадии реализации находится инвестиционный проект «Освоение производства ЦМК шин радиальной конструкции с посадочным диаметром 57—63 дюйма с реконструкцией подготовительного цеха». В рамках проекта закуплено современное оборудование ведущих мировых компаний для увеличения ассортимента и объемов производства сверхкрупногабаритных радиальных ЦМК шин для самосвалов особо большой грузоподъемности. 

В организации на данный момент осуществляется крупномасштабная модернизация.

В ближайшую пятилетку на предприятии будет реализовано еще несколько инвестиционных проектов: создание производства ЦМК шин радиальной конструкции с диаметром 25–29 дюймов; увеличение мощности по выпуску грузовых цельнометаллокордных шин.

В разговоре с журналистами Премьер-министр подчеркнул, что инвестиционные проекты предприятия были достаточно емкие, на их реализацию пошли большие средства. К сожалению, рыночная ситуация сложилась не так хорошо, чтобы быстро вернуть заемные средства. Поэтому у компании остается определенная кредитная нагрузка. 

— Сейчас главное — обеспечить окупаемость этих проектов. Компания над этим работает. Мы обсудили, за счет чего это можно сделать быстрее. Мы рассчитываем, что контракт, который сейчас реализуется, по поставкам карьерных самосвалов вместе с этими шинами даст толчок, позволяющий двигаться дальше более уверенно, — отметил Роман Головченко. 

Обратить внимание на внутренний рынок 

В целом для улучшения финансовых показателей в ОАО «Белшина» сегодня есть определенные предпосылки. По мнению Романа Головченко, в настоящее время внешний рынок расширяется после сужения во втором квартале, в том числе это касается и автомобилестроения, и производства шин:

— Уже сейчас свои экспортные планы предприятие перевыполняет. Продажи идут и на внутреннем, и на внешнем рынках. Мы обсуждали вопрос повышения доли ОАО «Белшина» на внутреннем рынке. Мы говорим о рыночных методах, без заградительных барьеров. Речь идет о сегменте шин массового потребления. 

На предприятии занимаются разработкой долгосрочной стратегии развития.

Так, за сентябрь текущего года ОАО «Белшина» выпустило 363 600 шин, что составило 103,2 процента к объему производства прошлого года. В денежном эквиваленте это равняется сумме в 58,1 млн рублей. Однако руководитель Правительства констатирует определенные вызовы, которые еще остаются перед компанией:

— Они связаны с необходимостью стратегической трансформации. Предприятие подходит к этапу, когда необходимо принимать серьезные решения по тому, как двигаться дальше. Требуется улучшать операционную прибыль, по-новому выстраивать политику продаж. Сейчас менеджмент и руководство компании этим занимаются. Это та конкретная работа, которая находится на контроле у Правительства. 

При этом Премьер-министр считает, что ОАО «Белшина» способно самостоятельно обслуживать все свои долговые обязательства:

— Это нормальная практика. Все предприятия развиваются за счет заемного капитала. Главный вопрос состоит в возможности обслуживания займов. ОАО «Белшина» — компания, способная самостоятельно обслуживать свои долговые обязательства. Но, конечно, необходимо работать над тем, чтобы долговую нагрузку снижать. Это стратегическая задача, которая стоит перед предприятием. За последний год эта нагрузка не выросла. И более того, она снижается. Поэтому особой помощи от Правительства или государства не требуется. 


Вместе с тем он отметил, что если в дальнейшем такая помощь понадобится, то на условиях целесообразности она будет оказана. 

Есть потенциал

В том, что у ОАО «Белшина» есть необходимый потенциал, уверен и генеральный директор организации Андрей Бунаков: 

— Последние месяцы работы демонстрируют: компания способна генерировать прибыль. Понятно, что сложно рассчитаться, имея долговую нагрузку, но, работая сбалансированно, как сегодня происходит, мы показываем: мы можем получать прибыль от реализации, мы можем вовремя рассчитываться с долгами и при этом загрузить производство на более высоком уровне. 

Существенное влияние, по мнению Андрея Бунакова, на работу компании оказала ситуация с пандемией. Но даже несмотря на изменения на внешних рынках в начале года, за последние 3—4 месяца удалось практически в полтора раза нарастить объемы производства и реализации продукции.

— Мы ожидаем оживления и как следующий этап полноценной работы на внешних рынках. А пока мы занимаемся снижением собственных затрат, — акцентирует гендиректор. — При этом драйвером роста для ОАО «Белшина» должен стать завод сверхкрупногабаритных шин. Это как раз доведение до логического завершения проектов, которые были реализованы либо находятся в стадии реализации. Нужно загрузить оборудование и сопровождать наш продукт. Вопреки пандемии, определенные договоренности о последующих контактах и встречах на уровне собственников либо карьеров, либо крупных предприятий у нас уже есть. 

Также генеральный директор ОАО «Белшина» обратил внимание и на то, что на предприятии занимаются разработкой долгосрочной стратегии развития. Сейчас проходят диагностика, выявление резервов и потенциала, которые в первую очередь дают отдачу.

— После этого будет составлена дорожная карта мероприятий, которые будут предписывать, что делать и какой эффект от этого можно получить. В дальнейшем реализуется сопровождение дорожной карты с горизонтом расчета разработки стратегии до 2030 года. Мы привлекаем специалистов, которые обладают компетенциями не только на шинном рынке, но и в автомобилестроении.

kryzhevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ