Велодвижение меняет инфраструктуру городов в регионах

Колесная тяга

Мода на двухколесный транспорт всё настойчивее требует перемен в привычном облике городов. Велопарковки, специальные дорожки, пониженные бордюры, места для хранения мини-транспорта — всё это превращается в насущную необходимость. Прокуратура Гомеля изучила тонкости веломаршрутов в городе над Сожем и предложила придать импульс развитию инфраструктуры для здорового экологического транспорта.


Набирающее популярность велодвижение можно считать тем удачным случаем, когда никого и никуда насильно пересаживать не нужно. Народ сам проникся прелестью маршрутов с ветерком. А вот насколько такие поездки комфортны и безопасны? 

— Численность велосипедистов растет на глазах, — констатирует заместитель прокурора Гомеля Алеся Рябцева. — Сегодня это и пожилое поколение, и люди среднего возраста, и молодежь, и школьники. Целые семьи пересаживаются на велосипеды. То есть этот вид транспорта становится заметным участником дорожного движения. С точки зрения закона никаких проблем. Правила, нормы, требования — все это прописано. Другой вопрос, насколько городская инфраструктура отвечает назревшим запросам населения и соотносится с законодательством. 

В городе над Сожем официально зарегистрировано свыше 25 тысяч велосипедов. На деле их, разумеется, гораздо больше. В то же время здесь действует всего 4 велодорожки. С одной стороны, и этого раньше не было. Начало положено. С другой, их явно не достаточно. Помощник прокурора города Анна Зуборева признается, что при проведении проверки сама воспользовалась велосипедом, чтобы на себе испытать, легко ли добраться из пункта А в пункт Б:

— На самом деле это непросто. Например, в центральной части города, где сосредоточены достопримечательности и культурные центры, места работы и учебы, велозон нет. Если говорить о существующих велодорожках, то их текущее состояние вызывает вопросы. Многочисленные дефекты полотна: трещины, выбоины, провалы. Нанесенная разметка местами стерта или отсутствует, в итоге пешеходам и велосипедистам нужно самим догадываться, какая полоса и кому предназначается. Создав подобные участки, службы должны и в дальнейшем их поддерживать, а это зачастую упускается. 

В городе достаточно просторных пешеходных зон, которые могут быть адаптированы для велодвижения. Но для этого нужно нанести дорожную разметку с обозначениями, разделяющую тротуар на две полосы: пешеходную и велосипедную. По сравнению с новым строительством это куда меньшие затраты. 

В прокуратуре считают, что на развитие велоструктуры самое время взглянуть комплексно. Практика настойчиво подсказывает, что без детальных планов развития этой сети не обойтись. Пока же подобные вопросы большей частью решаются точечно. Начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства горисполкома Дмитрий Романюк соглашается:

— Мы действительно еще в начале этого пути. Новые велодорожки предусмотрены в строящихся жилых микрорайонах. Такая сейчас оборудуется в массиве новостроек “Шведская горка”, работы ведутся в Новобелицком районе. В кварталах старой застройки постепенно по мере финансовых возможностей приспосабливаем пешеходные зоны для велодвижения. Это не только нанесение разметки, но и понижение бортового камня, оборудование съездов. Будем прорабатывать по возможности вопросы установки закрытых велопарковок во дворах и зонах отдыха и по увеличению протяженности основных велосипедных путей. Все заинтересованы в том, чтобы велодвижение развивалось.

КСТАТИ

В начале года Постоянная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения при Совмине приняла Концепцию развития велосипедного движения до 2030 года. По документу, доля велосипедистов должна увеличиваться. В городах с населением 50 тысяч человек и более — до 8—10 процентов, в городах с населением менее 50 тысяч жителей и поселках городского типа — до 15—20 процентов, в агрогородках и на селе — свыше 40 процентов.

draluk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter