Белорусские автовладельцы не спешат проходить государственный технический осмотр своих машин

Колеса к осмотру

Министерство транспорта встревожено: автовладельцы не спешат проходить государственный технический осмотр...
Министерство транспорта встревожено: автовладельцы не спешат проходить государственный технический осмотр своих машин. Об этом в минувший вторник рассказал замначальника управления технической политики Минтранса Павел Бречко. По его словам, за первое полугодие 2014–го было выдано 144 тысячи разрешений на допуск к участию в дорожном движении. То есть сократилось более чем на 20 процентов за такой же период прошлого года.

В министерстве полагают, что многие недобросовестные водители попросту пытаются уклониться от уплаты госпошлины, введенной в этом году. Павел Бречко убежден, что ситуацию исправят новые штрафы. Напомним, за непройденный техосмотр с 27 июля автовладельцу грозит штраф в размере 1 — 3 базовых величин. В случае повторного в течение года нарушения размер взыскания составит 2 — 5 базовых величин.

Однако один из авторов «Спор–площадки» видит решение проблемы в другом: по его весьма радикальному мнению, от процедуры техосмотра следует вовсе отказаться, как это сделали в некоторых постсоветских странах. Его оппонент, ссылаясь на многолетний опыт других государств, подвергает справедливому сомнению эту идею.

Как обычно, надеемся, что точку в споре поставят читатели. Ждем ваших мнений на сайте www.sb.by



Порка рублем


Со страхом я гляжу на старый холодильник. Сейчас объясню почему. Технически сложный агрегат. И непредсказуемый. Кто его знает, вдруг случится утечка хладагента? Короткое замыкание где–нибудь на задней стенке? Последствия нетрудно представить: испорченная колбаса, демографическая вспышка среди бактерий, пищевое отравление, больница... Короче, крайне опасная штука. Мудреный, а главное — жутко тяжелый агрегат. Как прикажешь волочь его на ежегодную диагностику к специалистам? Да, пока такого требования нет, но могут придумать. Как с автомобилями, которые мы каждые год–два, в зависимости от их возраста, гоняем на процедуру обязательного гостехосмотра (ГТО). Но у машин хоть колеса есть, докатиться нетрудно. С холодильником будет тяжелее... И с телевизором тоже, это еще один потенциально опасный аппарат. Ну, про компьютер я и не говорю, его вообще надо чуть ли не раз в месяц проверять, чистить от вирусов, замерять излучение от монитора... Чтобы потом торжественно наклеить на всю эту технику штампы, подтверждающие их исправность: «Холодильник морозит!» и «Телевизор показывает!»

Точно о том же, если разобраться, говорит наклейка ГТО под лобовым стеклом автомобиля: «Машина ездит!» Точнее, она была способна двигаться без неисправностей на момент прохождения техосмотра. Но гарантирует ли эта наклейка, что состояние авто будет безупречно в течение года, до следующей обязательной проверки? Вовсе нет! Ты отъехал 100 метров от диагностической станции, провалился передним колесом в открытый люк или заскочил на бордюр. Лопнула пружина амортизатора, появился люфт шаровой опоры, заскрипела подвеска, возникла вибрация при торможении... Все! Ровно через 5 минут после получения свидетельства об отличном состоянии твоей машины ты едешь, если у тебя нет мозгов, на груде небезопасного металлолома. Так к чему была вся эта канитель с техосмотром, отнявшая время и деньги?

Другое дело, что разум у абсолютного большинства наших автолюбителей все–таки имеется. Он не позволяет им садиться за руль неисправной машины. И вовсе не потому, что их страшат штрафы, на которые уповает Минтранс. У водителей, ты не поверишь, тоже есть инстинкт самосохранения. Их также волнует сохранность жизней и здоровья членов своей семьи, которые сидят в салоне. Они тоже думают о безопасности других участников движения. Поэтому не из–под палки, а исключительно по доброй воле реагируют на каждый подозрительный скрип или гул из–под капота. Они сами спешат в автосервисы, чтобы исключить вероятность серьезной поломки. Они — взрослые все–таки люди! — способны самостоятельно нести ответственность за состояние личной машины, в чьей исправности лично заинтересованы. К чему заносить над их головами дубинку новых штрафов?

Об этом еще в 2004 году задумались, например, в Грузии. И попросту отменили необходимость прохождения техосмотра. Но я что–то не слышал, чтобы после этого все грузины разом махнули рукой на исправность своих машин и начали кататься на разваливающихся колымагах. Заодно полностью исключили коррупцию в этой сфере. Раньше в Тбилиси ни для кого не было секретом, что документ, подтверждающий отличное состояние машины, мог выдаваться даже без осмотра автомобиля — просто на руки владельцу, заплатившему мзду.

В Украине ГТО для личного автотранспорта полностью отменили в 2011 году. При этом число ДТП, случившихся из–за поломок автомобилей, осталось примерно на уровне прошлых лет — около 600 — 700 в год. А это мизер на фоне общего количества аварий, происходящих из–за нарушений правил маневрирования или скоростного режима, — около 72.000 за год! Кстати, в 13 американских штатах тоже провели подсчеты и обнаружили, что всего 0,7% ДТП случается из–за неисправности машины. После этого сочли, что в такой ситуации содержать диагностические центры и штат их работников просто нерентабельно, и взвалили всю ответственность за исправность транспорта на автовладельцев. И в этом, пожалуй, куда больше справедливости и здравого смысла, чем во вдумчивых диагностических процедурах с их сомнительной полезностью.

Нынешний техосмотр во многом — пустая формальность, если не фикция. Там, например, обязательно требуют, чтобы автомобиль был оснащен аптечкой, знаком аварийной остановки, огнетушителем. Предъявил — молодец, вот тебе допуск. А то, что этот молодец через полчаса вернет огнетушитель тому, у кого позаимствовал лишь на время ГТО, — никого не волнует.

Ты не подумай, Андрей, я вовсе не против госпошлины, квитанцию об уплате которой тоже требуют во время техосмотра. Согласен, что любишь кататься — люби и на содержание дорог отчислять. Больше скажу: как ни парадоксально, но я за штрафы. Драконовские и даже чрезмерные. Но взимать их стоит лишь в случае ДТП — если доказано, что авария произошла вследствие поломки машины, до ремонта которой у нерадивого водителя «не дошли руки». Тогда и никаких предупредительных, профилактических техосмотров не понадобится. Как и финансовой порки за их игнорирование. Так-то, Андрей...

rud@sb.by

Это не больно!


Не погорячился ли ты, Роман, со столь лестным отзывом о водителях? Говоришь, все ответственные, осторожные, заботливые и внимательные? Наверняка не успел я задать тебе два этих вопроса, а на какой–то дороге кто–то в лучшем случае не пропустил на «зебре» пешехода, в худшем — угодил в аварию... Дай бог, чтобы передряга не оказалась кровавой!

Ежедневно наблюдаю на улицах сценки крайне презрительного отношения к пешеходам, вижу примеры форменного бойкота правил дорожного движения. И от сводок автотранспортных происшествий тоже никуда не деться: «не справился с управлением»; «отказали тормоза»; «машину внезапно вынесло на встречную полосу»... А пьяные за рулем тоже, по–твоему, не утратили инстинкт самосохранения? Так что прекращай играть роль адвоката тех, по кому штрафы плачут. Признай очевидное: когда человеку нет дела до порядка в собственной голове, то «мусор» под капотом его тем более не волнует. Потратив же на легковушку тысячи долларов, он жалеет суммы в сотни раз меньшей, сетуя на якобы высокие госпошлины. Что это, как не жлобство?

Ведь говорено миллионы раз: автомобиль, хотя и приобретается, используется в мирных целях, сродни оружию. Число жертв необъявленной дорожной войны растет не по дням, а по часам. Потому и существуют для машин свои нормы ГТО. Это одна из мер подстраховки, которая заостряет внимание автовладельца на исправности машины. Благодаря обязательному техосмотру даже самый отпетый нарушитель хотя бы раз в год (будь моя воля, заставил бы проходить подобные проверки чаще!) вынужден озаботиться состоянием своего авто. Значит, у кого–то на шоссе появляется больше шансов сберечь жизнь, здоровье, имущество.

Как показывают исследования, проведенные в разных странах, человеческий фактор как причина присутствует в 90 — 100 процентах дорожных аварий, дорога и окружающая среда — в 30 — 50 процентах, влияние автомобиля усматривается в 10 — 25 процентах ДТП. То есть для профилактики трагедий нужно усиленно работать над устранением всех без исключения зон риска. Образно говоря, прочищать и мозги, и моторы.

Итак, в перспективах увеличения штрафов за непройденный техосмотр ты выделил лишь аспект «финансовой порки». Что ж, если и стегают, то, скорее, не рублем, а ремнем безопасности! В воспитательных, так сказать, целях и из самых добрых побуждений. Конечно, твоя сага о старом холодильнике, особенно на фоне жары, впечатляет, но проблемы хранилища сосисок ограничены жилплощадью гражданина Рудя. А вот колеса, будь добр, — к осмотру! Как пешеход, пассажир, да и просто сердобольный дядя хочу быть уверен в надежности твоей и всех прочих легковушек.

К тому же ГТО — не только тестирование систем автомобиля, но и проверка документов: действительны ли водительские права, есть ли страховка, в порядке ли медсправка. Вообще техосмотр вполне можно сравнить с медосмотром. Ведь мыслящий индивидуум никогда не откажется от визита к врачам, вот и автовладельцев, которым доверили трудное дело обуздания тысяч лошадиных сил, государство призывает, даже принуждает к профилактике болезней — пока не поздно.

И не только наше государство! В Испании поездки на станции диагностики начинаются после четвертого дня рождения машины. Обязательное тестирование машин 10–летнего возраста — раз в два года. А для тех, что постарше, вступает в силу требование ежегодного технического освидетельствования. На «уклонистов» налагаются такие санкции, что наши штрафы и госпошлины по сравнению с испанскими — детский писк на лужайке! За просрочку осмотра даже на один день могут штрафануть на сумму до 1.500 евро!

А вот что рассказывает о наказании уже французских водителей журналист Николай Паклин: «Старенький «Меган» моей знакомой остановил дорожный полицейский патруль на одной из парижских улиц. Все необходимые документы она предъявила. Но в последний момент наметанным глазом полицейский заметил, что дата прохождения технического осмотра машины просрочена на 20 дней. Полицейские тут же принялись выписывать штраф (120 евро) и отобрали технический паспорт».

В Болгарии в такой же ситуации полицейские требуют 50 евро и вычитают 10 баллов из талона предупреждений.

Так что не надо, Роман, кивать на ЕС: дескать, тамошние водители разъезжают, не вспоминая о контроле. Везде свои особенности «сдачи норм ГТО», но обязательный технический осмотр автомобилей практикуется повсеместно. К примеру, в Финляндии и Италии он проводится еще с 20–х годов прошлого века. В Бельгии и Австрии — с 30–х. Даже в Голландии есть не только легальная «травка», но и строгий техосмотр! Только 5 процентов ДТП в Швеции происходят исключительно из–за технической неисправности автомобиля, однако и в этой стране с 1995 года введен обязательный ТО.

Знаю–знаю, тебя больше вдохновил грузинский пример отказа от техосмотра! Но ты, наверное, еще не слышал, что с 1 марта 2015 года обязательный ТО вновь спустя 11 лет вернется в гордую Сакартвело. Плата — около 50 лари (28 долларов). Както так, Роман...

spetsnaz@sb.by

Советская Белоруссия №144 (24528). Суббота, 2 августа 2014 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter