Колеса диктуют вагонные…

Железнодорожники Европы и Азии обсудили перспективы сотрудничества

Перспективы сотрудничества железнодорожных администраций стран евро-азиатского континента обсуждались на международной конференции в Барановичах

Процессы глобализации дали толчок стремительному росту товарообмена между государствами, расположенными в разных концах света. При этом быстрая доставка грузов по назначению дала возможность повышать конкурентоспособность продукции, занимать лидирующие позиции на рынке. На евро-азиатском континенте этому способствует разветвленная сеть железных дорог. Но даже при растущей востребованности сегодня она работает далеко не с полной нагрузкой. Часть грузов, например из государств Балтии в Юго-Восточную Азию, отправляется морским путем, на что уходят значительные средства и время.

Сегодня для дальнейшей эффективной совместной работы железнодорожным ведомствам нужна единая стратегия действий. Беларусь, ввиду своего исключительно выгодного географического положения на пересечении международных путей, играет ключевую роль в переговорных процессах, сближающих железнодорожников разных государств. Ускорение этому сближению придало создание единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана (Таможенный союз), в несколько раз превышающей площадь стран Евросоюза.

О том, как совместными усилиями извлечь из этого максимальную выгоду, шла речь на международной конференции «Евро-азиатский транспортный рынок – сфера взаимодействия и стратегического сотрудничества». На железнодорожный форум, состоявшийся в Барановичах, приехали представители одиннадцати стран, включая Германию, Польшу, Молдову, Казахстан и страны Балтии.

Открылась международная встреча докладом первого заместителя начальника Белорусской железной дороги Владимира Лаптинского. Лейт-мотивом его выступления стало общепризнанное утверждение: выгодное географическое положение Беларуси и потенциал ее стальных магистралей сами по себе не могут в достаточной степени способствовать росту транзитных грузопотоков, соответствующих требованию времени. Поэтому, по словам Владимира Михайловича, необходимо в рамках интеграции нашей страны в евро-азиатскую транспортную систему продолжить дальнейшее совершенствование железнодорожного хозяйства с целью повышения его функциональных возможностей. Для этого на Белорусской железной дороге существует мощная производственно-техническая база.

В 2010 году по стальным магистралям Беларуси было перевезено около 140 миллионов тонн различных народно-хозяйственных грузов, что на 4,4 % больше, чем в году предыдущем. Примечательно, что 45,6 миллиона тонн грузов из них проследовало транзитом.

По территории страны проходят два общеевропейских транспортных коридора: 2-й Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород и 9-й Хельсинки — Калининград — Клайпеда — Вильнюс — Минск — Киев — Одесса — Александруполис.

Это весьма приличные показатели, если учесть издержки недавнего общемирового финансово-экономического кризиса. В целом же за пятилетку результаты гораздо внушительнее. Например, рост выручки от перевозки грузов и пассажиров на белорусской железной дороге составил за минувшее пятилетие 215,9 % (прогноз 176,1—182,6 %).

Только в минувшем году белорусская магистраль закупила 1 780 новых грузовых вагонов, а в 2011-м планируется приобрести еще около двух тысяч единиц нового подвижного состава. 

Пути развития грузового железнодорожного транспорта определены Государственной программой развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011—2015 годы, другими нормативными документами.

Как и прежде, большое значение будет придаваться работе на калининградском направлении. Сегодня Беларусь и Литва сполна обеспечивают экономическую связь данного российского анклава с остальными регионами России. В 2010 году благодаря взаимодействию Белорусской железной дороги и ОАО «Российские железные дороги» доля грузоперевозок на этом направлении в общем транзитном объеме возросла до 29 %, тогда как до 2000 года данный уровень не превышал и 15 %. Около 10,9 миллиона тонн грузов в минувшем году проследовало из Беларуси в Западную Европу, что составило 140,9 % к уровню 2009 года и в девять раз превысило грузопоток в обратном направлении. Он, кстати, тоже возрос на 26 %.

Но время требует дальнейшего роста этих и других показателей. За счет чего? Тому может способствовать множество факторов. Среди них в последние годы все большее значение приобретают регулярные контейнерные поезда. Через Беларусь их сегодня проходит восемь.

За 2010 год всеми контейнерными поездами перевезено 202 тысячи контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ), или 160 % к аналогичному периоду прошлого года. Благодаря совместной работе ОАО «ТрансКонтейнер», железнодорожных администраций России, Германии, Беларуси и Польши в 2010 году стартовали два новых проекта: в марте «Пежо-Ситроен» по маршруту Везуль (Франция) — Брест — Воротынск (Россия), в июне — «Москвич» по маршруту Дуйсбург (Германия) — Малашевиче (Польша) — Брест — Москва (Кунцево-2).

Чтобы на приграничных станциях не простаивали не только регулярные контейнерные, но и другие поезда, железнодорожные ведомства стран евро-азиатского континента постоянно ведут активную совместную работу. Ее сегодняшние результаты во многом зависят от сроков реализации преимуществ, появившихся в результате образования единого таможенного, а далее и единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. В рамках интеграционных процессов в декабре минувшего года между государствами было подписано соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта. В нем прописаны обязательства сторон по унификации до 1 января 2015 года нормативно-правовых баз, информационных технологий, стандартов оказания услуг, а также достигнуты договоренности о единых принципах диспетчеризации, распределении пропускной способности созданной межгосударственной инфраструктуры и других нюансах этого большого дела.

Уже к 1 января 2013 года данным соглашением предусматривается унификация и принятие единых правил формирования тарифов в странах ЕврАзЭС. Многие преграды перед поездами, следующими в Евросоюз и обратно, устранит единая унифицированная транспортная накладная, созданная при участии специалистов Белорусской железной дороги. Она позволит на всем пути следования при пересечении белорусско-польской границы осуществлять перевозки по одной накладной без переоформления, которое было обязательным раньше. В рамках этого через пограничный переход «Брест—Тересполь» в минувшем году транзитом проследовало в Польшу 747 поездов, а обратно — 940.

На международной конференции «Евро-азиатский транспортный рынок – сфера взаимодействия и стратегического сотрудничества» была озвучена инициатива Белорусской железной дороги о создании Ассоциации железнодорожных экспедиторов и перевозчиков.

Ассоциация должна стать некоммерческой организацией, в которую смогут входить экспедиторские организации, как резиденты Республики Беларусь, так и нерезиденты, имеющие договоры с Белорусской железной дорогой, грузовладельцы и другие заинтересованные юридические лица.

Выступивший на форуме советник Департамента транспортной политики секретариата ЕврАзЭС Юрий Волчек рассказал о том, что за новое пятилетие предстоит реконструировать и построить 108 железнодорожных объектов, в том числе необходимо определиться с перечнем пунктов пропуска на внешних границах Таможенного союза и обустроить их по самым современным требованиям. Так как к 2020 году прогнозируется значительный рост экспорта китайской продукции в Россию и Западную Европу (до 800 миллионов тонн ежегодно).

О китайском векторе работы говорил и руководитель представительства АО «Национальная компания «Казахстан Темир Жолы» Гайдар Абдикеримов. Он рассказал о новых стальных магистралях, строящихся в его стране, и пригласил представителей государств к взаимодействию по активизации их предстоящего использования.

Директор бюро маркетинга и обслуживания клиентов из Центральной и Восточной Европы польской транспортно-логистической компании «ПКП КАРГО» Станислав Войтович обозначил проблемы, возникающие на западной границе Таможенного союза и связанные в основном с диспропорциями объемов встречных грузопотоков. После совместных заседаний в двустороннем порядке аналогичные проблемы решали многие представители других стран — участниц конференции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter