Колдунья

Впервые я увидела ее в Лондоне во время гала-представления "Браво, Китай!".
Впервые я увидела ее в Лондоне во время гала-представления "Браво, Китай!". Когда она исполняла "Душу павлина", я поверила, что передо мною не танцовщица, а птица - грациозный павлин, с маленькой изящной головкой и горделивыми движениями. Четыре года спустя я познакомилась с женщиной, создавшей этот образ. Ян Липин - самая знаменитая фольклорная танцовщица в Китае, представительница национального меньшинства бай, живущего в южной провинции Юньнань. Павлин - тотем этого народа, никто не знает об этой птице столько, сколько байцы.

Ян Липин, 46-летняя танцовщица, не получила художественного образования, но ее одаренность была столь очевидной, что уже в 12 лет Ян пригласили в профессиональный танцевальный ансамбль. Cтала знаменитой в 1986 году именно с тем, поразившим меня, танцем - "Душа павлина". Сколько раз с тех пор она его исполняла? Сама со счета сбилась, но говорит, что каждый раз старается найти какой-нибудь новый штрих - движение, поворот головы, что-нибудь, что сделает танец, исполненный сегодня, не похожим на тот, что танцевала вчера.

Откуда черпает вдохновение? "Танец может родиться из чего угодно - работы в поле, когда сажаешь рис или когда вращаешь мельничное колесо. Он возникает, когда наблюдаешь за окружающей природой - парящими облаками, растущими деревьями или рыбой, плавающей в пруду". Ян Липин и сама научилась превращаться в дерево, рыбу и даже ночное светило. Это очевидно, когда смотришь танец "Лунный свет": на фоне Луны отчетлив лишь силуэт - сначала летят птицы (я не могла поверить, что она может сотворить целую крылатую стаю лишь взмахами рук), потом растет дерево, потом рыбки резвятся в воде. И во всем этом рождается образ вечной женственности в интерпретации тонкостанной байки: "Женщина неуловима, как Луна, она кажется реальной, но это обман - она абстрактна".

Главное для Ян Липин - сохранить традиции своей и других этнических групп, населяющих провинцию Юньнань. Модернизация лишает отдельных людей и целые народы индивидуальности, той особенности, по которой их узнают в мире. Первым умирает неписьменное культурное наследие, говорит танцовщица. Потому последние три года в качестве художественного директора, главного хореографа и солистки она занималась постановкой грандиозного шоу "Динамичная Юньнань" - удивительной коллекции песен, танцев и традиций.

Чтобы представление было максимально аутентичным, в его постановке участвовало минимум профессионалов, около 60 танцовщиков - простые крестьяне. "Все происходящее на сцене - правда жизни, потому что практически каждое движение, каждая мелодия взяты из обычной жизни этих людей. Костюмы, в которых они выступают, музыкальные и обрядовые инструменты - все настоящее, даже молельные тибетские камни. Поэтому артисту, который строит из них гору, не нужно играть тяжесть - он по-настоящему сгибается под их весом".

Причины, по которым крестьяне участвуют в шоу и гастролях, - самые разные. Ян Липин так рассказывает об этом: "Молодое поколение, хоть и живет в горах, уже подверглось влиянию современной культуры. Они предпочитают джинсы и кроссовки "Nike" традиционным красочным костюмам. Но они, как и поколения их предков, ведут простой и честный образ жизни. Почему они путешествуют со спектаклем? Для некоторых это редкая возможность увидеть мир и выйти за границы своей деревни, для других - просто развлечение. Одной девушке, А Сюй, нужно заработать 400 юаней, чтобы купить корову, это очень серьезная причина для работы с нами".

Аутентичность, однако, имеет свою цену. Три года Ян Липин путешествовала по самым отдаленным уголкам Юньнани, чтобы собрать материал для своего представления. Она проехала более 200 тыс. км и продала дом, чтобы финансировать постановку. "Да, я продала дом, ну и что? У меня еще есть квартира в Пекине и дом в родном городе Дали, так что без пристанища я не осталась. Да и вообще это - инвестиции в танец и культуру, в то, что я люблю. Сохранить традиции народа гораздо важнее, чем иметь жилье".

В Китае представление "Динамичная Юньнань" вызвало что-то вроде шторма. Кроме новых танцев и песен, зрители были потрясены откровенными (это с их точки зрения откровенными, для европейского зрителя все это выглядит вполне невинно) сценами сексуального характера. Народы, населяющие провинцию, - истинные дети природы, что и отражено в спектакле, где в отдельных номерах имитируется спаривание стрекозок и бабочек и - о Боже! - даже присутствуют откровенные заигрывания между людьми разных полов. После таких заигрываний рождается дитя - вполне естественное дело, как нам всем известно. Пресса достаточно активно критиковала Ян Липин за такие "излишества", а она отвечала: "Это - неотъемлемая часть народной культуры". И отстояла свою точку зрения - цензура не изъяла эти сцены из спектакля.

Может быть, все дело в ее колдовских чарах? Ведь она и сама признается: "Танцевать для меня - вовсе не профессия. Таких людей, как я, у меня на родине называют "бимо" - колдунья, наделенная даром танца. Когда я была еще совсем маленькой, моя бабушка, тоже бимо, говорила, что танец - это то, как мы живем, и то, как мы самовыражаемся. Бимо говорят с богами и общаются с небом и землей именно с помощью танца. И моя бабушка - лучший тому пример. Когда умер дедушка, она три дня и три ночи пела - она спела всю его жизнь, всю их любовь и оплакала его уход таким образом".

Ян Липин говорит, что танец у нее в крови.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter