В театре им. Я.Купалы прошла премьера фантасмагории «Шляхцiц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях»

Колдовское озеро

В Национальном академическом театре им.Я.Купалы прошла премьера романтической фантасмагории «Шляхцiц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях» в постановке режиссера Елены Ганум.



Инсценировку по знаменитому произведению писателя Яна Барщевского написал драматург Сергей Ковалев, большой знаток старины, истории и литературных традиций. Год назад к 130‑летию Могилевского областного театра увидела свет премьера по его пьесе «Таямнiца старой ратушы». Фантасмагорический налет и мистическая атмосфера присутствуют и в нынешней купаловской премьере.

Режиссер Елена Ганум сделала ставку на зрелищность. Разно­образные фантастические существа из повести Барщевского здесь представлены во всей красе. Художники Сергей Ашуха и Катерина Шиманович постарались передать дух книги и воссоздать щемящую и суровую атмосферу северных пейзажей Витебской области. Заросли озерной растительности в несколько рядов, загадочная голова петуха на заднике, прорубь, из которой появляется в определенный момент гигантская рыба... Наши тихие зимние вечера в усадьбе Завальни на берегу озера не уступают вечерам на хуторе близ Диканьки. Таинственное и притягательное место! Зрителю остается только присвистывать и переводить дух от происходящего.



В этом придуманном мире все зыбко и неустойчиво. Среди нереальных существ есть и вполне земные. Завальня в исполнении народного артиста СССР и Беларуси Геннадия Овсянникова полон достоинства и внутренней силы. Участие Геннадия Степановича придает всей этой истории дополнительный вес и художественный масштаб. Овсянников, некогда блестяще игравший моноспектакль по этому же произведению, — словно мостик из прошлого Купаловского театра в его будущее. Экономка шляхтича хозяйка дома пани Мальгрета (Тамара Миронова) не всегда рада гостям в доме, для нее главное — покой и комфорт хозяина. Совместные сцены Овсянникова и Мироновой — одни из лучших в спектакле. За романтическую линию, а также принципы гуманизма и просвещения отвечает племянник Завальни выпускник Полоцкого коллегиума Ян (Иван Кушнерук). Демонический доктор Шельмер (Иван Трус) — главный злодей этой истории. Актер купается в отрицательном обаянии своего персонажа.

Пеструю галерею земных образов замыкают крестьяне, индусы, ряженые, представители шляхты. Они появляются здесь на несколько минут и тут же исчезают. У каждого героя свой месседж и своя функция, порой они перехлестывают друг друга, становится непросто уследить за всем происходящим.

Однако режиссер и ее творческая группа, конечно, ставили перед собой цель создать не просто зрелищный аттракцион. За всей внешней составляющей идут темы столкновения городского и сельского менталитетов, рассуждения о национальной идентичности. Все патетические словеса льются вполне буднично, оттого ощущения, что спектакль перегружен философией или пафосом, не возникает. Доминантой в премьере стало то, что традиции и новаторство Купаловского театра сплелись в динамичной и будоражащей воображение эклектике.

Добрый зритель в 9‑м ряду.

Фото Никиты Клютко.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter