Колбасный передел

Кому  выгодно  поощрять  продовольственную  «автономизацию»?

Кому  выгодно  поощрять  продовольственную  «автономизацию»?

В ожидании попутного транспорта на автомагистрали Минск—Гродно за неполный час насчитал около десятка рекламно оформленных автомашин молоко- и мясоперерабатывающих предприятий Гродненщины, с самого утра промчавшихся в столицу. А возможно, через нее и дальше, в другие города страны. В принципе, все правильно: рыба ищет, где глубже, товаропроизводитель — где лучше, в том числе и с точки зрения продвижения продукции. В этом — обычное проявление конкуренции, свойственной товарному производству. 

Недавно в прессе проскочили сообщения о том, что, дескать, Минщина пытается ограждать свой рынок от мясной и молочной продукции из других регионов. Так ли это? И порождены ли столичной областью действия, ведущие к продовольственной «автономизации» внутри нашего компактного унитарного государства? Недавно руководство Борисовского мясокомбината решилось на нехитрый эксперимент. Загрузив продукцией автофургон, направило его в сопровождении заместителя начальника отдела сбыта Михаила Петришина в областной центр Принеманья. «Предложите в тамошние магазины, может быть, возьмут».

Казалось, почему бы не разбавить ассортимент товаром из иных мест? Возможно, именно он приглянется покупателю? Борисовский мясокомбинат ведь с именем. Его изделия удостоены ряда престижных наград, их с удовольствием покупают москвичи и жители Подмосковья, где открыты фирменные магазины, берет их и московский гипермаркет «Царицын». На различных выставках-ярмарках покупатель, как говорится, рублем голосует за борисовскую сыровяленую или сырокопченую.

Популярностью пользуются также фирменные магазины и в Минске, расположенные на улицах Любимова и Волоха. По крайней мере, туда ежедневно экспедируется довольно широкий ассортимент. 

В гродненском универсаме «Нарочь» товаровед Снежана Михальчик тоже немало наслышана о высоком качестве борисовских мясных изделий. Вкус «Брауншвейгской», признается, нельзя спутать ни с каким другим. Но с этим предприятием они не работают, потому что его ассортимент практически перекрывается продукцией местных мясокомбинатов. 

Впрочем, могли бы и работать, сознаются руководители «Нарочи». 

…Но, похоже, пока не нашли друг друга. Ведь сотрудничают же с Оршей, Быховом, Березой. У Березовского мясокомбината, оказывается, хороший представитель в Гродно, а потому его продукция расходится намного лучше. Такой опыт надо брать на вооружение всем. 

В магазине № 5 гродненского ГУП «Плодовощсервис» нового поставщика тоже не встретили с распростертыми объятиями. Директор Георгий Кореневский поведал, что магазин не обладает правом юридического лица и не вправе заключать сделки на приемку продукции, это можно сделать через головное предприятие. Однако не скрывал, что мясоколбасный товар из других регионов в их торговом зале редкость. 

У начальника торгового отдела ГУП «Плодовощсервис» Елены Мондик в переговорном арсенале – дипломатические приемы и правила. 

— А чем вы можете нас удивить? 

И пробежав глазами по перечню наименований в накладной, похоже, не нашла для своих магазинов нужный товар. Цена тоже не устраивает. При этом качество предлагаемой продукции во внимание не берется. Дескать, наш покупатель берет то, что дешевле. Словом, совсем как по Ведьмаку Лысогорскому из «Сказа про Лысую гору»: «Народ не гонiцца за смакам, народ на градусы глядзiць». Хотя в нашем случае ценовая разница, считай, копеечная. А тут оказывается, что и товарный оборот у предприятия мизерный – только два более-менее приличных торговых зала, остальное все – маленькие павильончики. 

В ОАО «Продсервис» г. Гродно тоже около десятка магазинов. Позиция в отношении продукции из-за пределов области аналогичная: со своими поставщиками проще, они ближе, более оперативно можно разрешить возникший конфликт, согласовать цену, уточнить расчеты и т.п. 

Мясной и колбасный ассортимент магазина «Виктория», принадлежащего СПК «Октябрь-Гродно», состоит в основном из продукции собственного хозяйства, а также Слонимского и Гродненского комбинатов. Но наполнение витрин изобильным не назовешь… 

В фирме «Мока» подтверждают готовность работать с любым товаропроизводителем. Найти бы выгоду. Раньше так и было – существовал договор с Борисовским комбинатом. По чьей вине бывшие партнеры «разъехались» в разные стороны, теперь уже толком никто не помнит. Зато о продукции борисовчан говорят: вкусная, качественная, красивая. 

— Магазины, другие предприятия торговли в колбасно-мясном переделе часто ни при чем, — делится наблюдениями Михаил Петришин. – Мы как-то установили неплохие контакты с Оршей, провели в городе дегустацию. Особенно полюбились оршанцам наши пельмени, изготовленные по новейшим зарубежным технологиям. Поставляли товар в торговую сеть фирмы «Мерком», ЗАО «Раница». Но когда весть об этом дошла до властей, нам дали от ворот поворот. 

Кому надо подобное скрытое или явное противоборство? Только не покупателю. Сужение рынка продовольствия, попытки установления всяких барьеров и границ на пути товара внутри страны урезают права потребителя. А именно он, а не чиновник торгового ведомства вправе определять, чья продукция сегодня лучше и ему нужнее. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter