Коласов дом...

Это красивое название - официально нигде и никем не обозначенное - давно закрепилось за небольшим кирпичным зданием с узким балкончиком на четырех элегантных колоннах у главного входа.
Это красивое название - официально нигде и никем не обозначенное - давно закрепилось за небольшим кирпичным зданием с узким балкончиком на четырех элегантных колоннах у главного входа. Оно как бы вжато в редкий островок старых сосен за главными корпусами Национальной академии наук. Его изображение есть и на почтовых марках, и на страницах красочных буклетов, и на комплектах открыток, и на картинах художников, и в солидных энциклопедических изданиях.

В первые послевоенные годы в нем поселился и жил до последних своих дней народный поэт Беларуси Якуб Колас. После его кончины здесь по решению правительства республики был открыт литературно-мемориальный музей. Первым директором музея стал старший сын Якуба Коласа Данила Константинович Мицкевич.

Недавно исполнилось 90 лет со дня рождения этого удивительного, скромного и мужественного человека. Химик по образованию, он отказался от блестящей и довольно удачно начатой научной карьеры и целиком посвятил себя музейному делу, сбору, сохранению и пропаганде творческого наследия своего отца.

Мне посчастливилось без малого 10 лет работать с этим обаятельным, кристальной честности человеком. Данила Константинович отдавал музейному труду себя целиком, мало заботясь о собственном здоровье. И то, что сегодня Беларусь имеет не только мирового уровня литературный музей Якуба Коласа, но и отличные филиалы на родине поэта в Принеманском крае, его непосредственная заслуга.

Неповторимая примечательность литературного музея Якуба Коласа - четыре дуба и одна береза, ансамбль, похожий на дубовую подкову. Он стал своеобразной эмблемой Коласова дома. У каждого дерева - свое имя, и каждое из них долгие годы растили и пестили сильные руки Данилы Константиновича. Когда-то сам поэт вместе с сыновьями посадил их возле своего дома. Дубочки - это как бы сам Колас, старший его сын Данила, младший Михась, а также березку - в память об умершей жене Марии. В том символическом ансамбле было место и еще одному деревцу - среднему сыну Юрию, который с первых дней Великой Отечественной войны слал с фронта письма, подписанные по-мальчишечьи просто: "Ваш Юрка". Четвертый дубок, посаженный в память о сыне Юрии, сгинувшем в страшном вихре военной беды, и завершил символическую подкову как раз напротив окна рабочего кабинета поэта.

Работая за столом, что придвинут к самому окну, он с высоты второго этажа всегда видел молодые деревца. Тот стол и теперь стоит на прежнем месте, и на нем, в самом центре, навсегда остался лист бумаги с последними словами Песняра. Возможно, перед тем как вывела их на бумаге рука поэта, его глаза глянули на листву молодых дубов и гибкую макушку красивой березы-Марии.

Теперь из того окна увидишь не тонкие деревца, а стволы могучих дубов, которые вознесли свои вершины над крышей дома в небесную синеву, навстречу солнцу и облакам. Ветки переплелись в огромный венок, а сквозь него с неба льется на землю мягкий, похожий на сказочный, свет. Могучие исполины глубоко ушли корнями в землю, от бело-белой березы на дубовой коре даже в хмурый день дрожит загадочный отсвет, словно тепло материнских глаз.

На родине Якуба Коласа, на берегу Немана, стоят, словно сторожевые башни, могучие древние дубы. Шелест их листвы, шорох мягкой неманской волны народный поэт слушал в детстве, и они вошли в его сердце музыкой удивительной и прекрасной. Звучит она, эта музыка, и в кронах дубов-богатырей, образовавших символическую дубовую подкову почти в самом центре белорусской столицы, в саду у дома, где жил великий поэт. Он посадил с сыновьями не просто пять деревьев, он оставил новым поколениям символ красоты, величия и силы родной земли, неугасимой веры в ее светлый завтрашний день.

Алесь САВИЦКИЙ, писатель.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter