Коль слово отозвалось

Ворчания деда Адама
На этот раз вроде и ворчать не на кого. Не ворчать же на редакцию газеты, сотрудники которой любезно пригласили меня зайти за письмами читателей. И обязательно расписаться. И обязательно вернуть письма обратно. А как же иначе? Ведь не читатели существуют для автора, а автор для читателей! Правда, в свое время насмотрелся я и другого: когда отвечать на письма считалось необязательным. Когда в конце номера редакция оговаривала сохранение такого права за собой. Но это уже, кажется мне, начиналось бесправие. И по отношению к читателю, и по отношению к автору. Ибо лишало его необходимого контакта, порождало сомнения: а не пишется ли все в безадресную пустоту? Получать читательские письма приятно. Даже в том случае, когда тебя дополняют, спорят с тобой.

Вот и Юрий Осипов, работающий контролером на новополоцком ОАО «Нафтан» и занимающийся историческим краеведением, прочитав статью под названием «Крест на груди — не украшение» («СБ», 15.12.2006 г.), решил «успокоить деда Адама, усмотревшего крамолу в ношении крестов поверх одежды». Мол, «в первые века принятия Русью христианской веры кресты носили не на теле, а поверх одежды. И делали это наши предки с гордостью за то, что принадлежат они к новой, более прогрессивной вере. А заменили они крестами носимые до того языческие символы... И их вера в то время была нисколько не меньше нашей, так как под ее воздействием именно тогда были созданы бессмертные литературные религиозные памятники, построены шедевры духовной архитектуры». И поэтому, мол, смотря на нынешнюю молодежь, «расстраиваться не стоит — ибо как нет двух абсолютно одинаковых людей, так и не может быть одинаковой степень их веры».

Спасибо, Юрий Владимирович, за существенные дополнения, связанные с древним Полоцком. К сказанному вами могу добавить, что и в древнем Риме открытое ношение креста также было проявлением верности христианству, геройством, которое заканчивалось растерзанием львами на арене Колизея. Но я ведь, ограниченный размерами статьи, не вдавался в историю, писал несколько о другом: не о степени веры, а о безверии — о наших современниках, о тех, кто носит крест поверх одежды не «с гордостью» за «принадлежность» к вере, а как простое украшение. И проявлением героизма это являлось во времена смены язычества христианством да еще воинствующего атеизма. Теперь же это чаще всего не свидетельство убеждений, а бездумная дань плохой моде.

И еще одно письмо, связанное с вопросами религии. Написала его минчанка Лариса Искренкова, и является оно откликом на мою статью «С Новым годом, старый!» («СБ», 6.01.2007 г.). Ларису Павловну интересует прежде всего несоответствие: Рождество Христово мы празднуем ежегодно в один и тот же день, а Воскресение Христово — в разные числа. Не вдаваясь в подробности, на которых я остановлюсь в личном письме читательнице, отвечу коротко: первое относится к событиям, зафиксированным в письменных источниках, а о Воскресении Христовом известно лишь, что произошло оно в весеннее воскресенье. Вот и решил Никейский собор 325 года (дабы отмежевать этот праздник от иудейской Пасхи) отмечать его в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. А поскольку само полнолуние «подвижно» во времени, то «подвижно» и Воскресение Христово, и следующий за ним цикл праздников. Можно высказать надежду, что когда–нибудь в Святой земле найдутся новые письменные источники (нашлись же Кумранские рукописи), которые уточнят день евангельского события, и тогда оба главных христианских праздника будут твердо фиксированы во времени.

А на «ворчание» под названием «Обгоняя собственную совесть» («СБ», 1.12.2006 г.) пришло официальное реагирование управления Государственной автомобильной инспекции Мингорисполкома. В нем говорится, что «нарушения требований дорожных знаков (...) имеют место. Водители, допустившие нарушение Правил дорожного движения, привлекались к административной ответственности (...). Дорожно–патрульной службе ОГАИ Партизанского района г. Минска поручено осуществлять периодический контроль на ул. Козлова за соблюдением водителями требований ПДД».

Насколько могу судить по личным наблюдениям, ситуация действительно несколько улучшилась. Водители нынче реже обгоняют «собственную совесть» по трамвайным рельсам. Но все же обгоняют, носом чуя, когда на перекрестке улицы Козлова с проспектом Независимости нет работников ГАИ. Поэтому следует согласиться с предложением минчанина Николая Мельникова, который присоединился к «ворчанию». Оказывается, он уже однажды «ворчал» о том же, но получил ответ: мол, не хватает работников ГАИ, сокращается их количество. Как сокращается? — возмущается читатель. Количество машин ведь растет! Вот Николай Алексеевич и предлагает установить у перекрестка (от себя добавлю: а почему только около этого?) фиксирующую видеокамеру.

А еще читатель спрашивает, не возмущает ли меня назойливая и примитивная реклама, прерывающая телепередачи в самые напряженные моменты. Еще как возмущает! Я считаю ее антирекламой. Но об этом — уже в одном из следующих «ворчаний».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter