Андрей Макаревич, Дмитрий Ситковецкий и Владимир Познер сообразили на троих блистательный музыкально–поэтический спектакль «Черт, солдат и скрипка»
«Черт, солдат и скрипка» — одна из самых экстравагантных программ нынешнего фестиваля, который традиционно проходит при поддержке Министерства культуры Беларуси и Минского горисполкома. Автор идеи — скрипач и дирижер Дмитрий Ситковецкий. Проект, созданный по мотивам «Истории солдата» и других произведений Игоря Стравинского, стал своего рода посвящением великому композитору. Маэстро Ситковецкий вспоминает:
— Впервые с музыкой Стравинского я серьезно познакомился в студенческие годы, когда учился в Джульярдской школе в Нью–Йорке. Мы с ребятами играли сюиту из «Истории солдата» и активно с ней гастролировали. Так это произведение стало моим первым знакомством, а точнее, первым полным погружением в Стравинского. Но уже тогда мне показалось, что и в оригинальном тексте, и в музыкальном материале есть структурные проблемы. Поэтому в нашем спектакле «Черт, солдат и скрипка» я использовал пьесы не только из «Истории солдата».
На роль Рассказчика дирижер пригласил журналиста и телеведущего Владимира Познера, сам же Ситковецкий сыграл Черта–искусителя. С Солдатом проблем тоже не возникло: роль безо всяких кастингов досталась лидеру «Машины времени» Андрею Макаревичу. Он же выступил главным художником музыкально–театральной постановки: видеоряд к спектаклю — его анимированные рисунки.
— Знаю, что некрасиво хвалить что–то, в чем участвуешь сам, но мне очень понравилась эта затея: с музыкой, стихами, режиссурой и исполнителями. Получился такой бешеный коктейль: музыка Стравинского (без которого, кстати, не было бы современного джаза и рок–н–ролла), сказка Афанасьева в блестящем стихотворном переложении Михаила Успенского и вся компания действующих лиц. При этом я не профессиональный драматический артист, поэтому такое понятие, как создание образа, от меня бесконечно далеко. Я просто постарался соответствовать общему настроению идеи и музыки.
Жанр постановки сами авторы определили как мультимедийный спектакль, где мирно соседствуют музыка, танец, актерское и ораторское искусство. Владимир Познер признается, что Ситковецкий и идея спектакля его просто околдовали:
— Я не актер. Но несколько раз мне предлагали сыграть в кино и театре. И я всегда отказывался. Считал и считаю, что любым делом должен заниматься профессионал. Не люблю самодеятельность, в том числе художественную. Но почему–то согласился изменить своим принципам и сыграть в этом спектакле. Почему? Не могу сказать. Может быть, меня околдовал Дмитрий Ситковецкий, который не просто выдающийся скрипач, но и обладатель чудесного дара уговорить кого угодно сделать что угодно. А может, мне просто очень захотелось побыть на одной сцене с Андреем Макаревичем, к которому отношусь с восхищением. Или, может, потому, что обожаю Стравинского. А может быть, потому что хотел доказать самому себе, что я это смогу. Но судить уже вам.
Художественный руководитель фестиваля пианист и дирижер Ростислав Кример в cвою очередь обещает: впереди еще много интересного. Следите за фестивальными анонсами.
Юлия ОБОЛЕНСКАЯ.