«СОЮЗ» провел день в приемной комиссии легендарной питерской «Макаровки»

Кого зовет сегодня море?

Водить корабли по морям–океанам мечтают многие мальчишки. Даже те, кто никогда не видел моря. Как, например, 18–летний Андрей из небольшого Суража, что в Витебском районе Беларуси. Стоит этот городок на слиянии двух рек — Каспли и Западной Двины. Места, завораживающие красотой. Маленький Андрей не раз плавал по ним на лодке с родителями. А в последнее лето детства соорудил с близким другом крепкий плот, и отправились они вдвоем в «кругосветное плавание»...

Российский морской вуз дает белорусским мальчишкам возможность осуществить свою мечту — стать моряком.
Фото РИА «НОВОСТИ»

Так в шутку назвали ребята свой недельный поход вдоль берегов Каспли. Именно тогда оба утвердились в желании «непременно стать моряками». Товарищ выбрал мореходку в Крыму. Андрей же, получив аттестат зрелости, отправился в Петербург подавать документы в знаменитую на весь мир «Макаровку» — Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова. Поступить в этот престижный вуз обычно непросто из–за высокого конкурса. Особенно на специальности, связанные с судовождением и международными связями.

Андрей, с которым я разговорилась у входа в приемную комиссию–2017, честно признался, что пока еще не решил, на какой факультет будет поступать.

Приемная комиссия расположилась в актовом зале университета на Двинской улице. Первое, что бросилось в глаза, когда мы туда вошли, очереди у столиков, где принимали документы. Не все питерские вузы могут сегодня этим похвастать! Тем более что немалая часть абитуриентов высылает необходимые документы с помощью интернет–связи. Поинтересовалась у своего нового знакомого, почему он решил сам приехать — или нет в Сураже интернета? «Есть, конечно, — сказал Андрей. — Но уж очень хотелось лично побывать в Петербурге, в университете. Я с вокзала первым делом поехал в историческое здание на Васильевском острове, столько читал о нем! Была такая мысль: если не впечатлит, не кольнет в сердце пребывание в нем — значит, не мое дело — море. Кольнуло, едва переступил порог».

Оставив витебчанина Андрея, присевшего у столика с табличкой «прием документов», я отправилась в университетский центр по работе с иностранными гражданами. Как выяснилось, именно он ведает всеми делами абитуриентов «не из России».

— Не удивляйтесь, сейчас все объясню, — поспешил успокоить меня Пахом Беляков, директор данного центра. — Никто ребят из Беларуси за иностранцев у нас не считает, у них такие же права, как у российских абитуриентов. Никакого разделения. Но есть определенные требования, связанные, в частности, с порядком приема и хранения документов приезжих из других стран.

— Можно узнать, сколько белорусских выпускников подали в этом году документы на поступление в ваш вуз и какие факультеты они выбрали?

— Документы на бюджетное отделение подали порядка 25 человек. В последние годы эта цифра практически не меняется. А белорусских граждан немало учится у нас на разных факультетах. Поступают в основном юноши. В нынешнем году девушка, если не ошибаюсь, только одна. Выбирают в основном такие направления обучения, как судовождение, судомеханика, электромеханика. Эти профессии востребованы, хорошо оплачиваемы. Что, безусловно, тоже имеет значение. Из каких конкретно населенных пунктов приехали к нам белорусские ребята? Насколько я помню из разговора с некоторыми из абитуриентов, больше всего в этом году приезжих из Витебска и Гомеля.

— Большой нынче конкурс?

— В среднем примерно 3 — 5 человек на место.

В актовом зале тем временем народу прибавилось. Некоторые поступающие пришли с родителями. Обратила внимание на мужчину в кителе моряка российского торгового флота. Он стоял чуть в стороне и, как показалось, немного нервничал. Познакомилась с ним: Валентин Иванович Шутов, петербуржец. Пришел вместе с сыном своей младшей сестры, живущей в Могилеве. Племянник — единственный его наследник по мужской линии, у самого две дочери. Конечно, радует, что продолжит морскую династию. «Я пару раз брал его с собой в море, в прошлом году он даже работал матросом на нашем судне, — рассказал Валентин Иванович. — Так что выбор профессии осознанный. В школе учился неплохо. Средний балл аттестата у него достаточно высокий. Надеюсь, не «утонет» на вступительных экзаменах».

Очные приемные испытания абитуриентов, в том числе для белорусов, намечены на 19 июля. Для будущих судоводителей и на некоторые другие специальности — это русский язык, математика, физика. Все экзамены проводятся в виде тестирования в один день. На каждый отводится по 45 минут. Белорусы, как выяснилось, очень неплохо сдают русский. Неудивительно, ведь средний балл их аттестатов — 8,4 (по 10–балльной шкале). То есть крепкие хорошисты.

В прошлом году проходной балл в «Макаровке» составил 172 из 300 возможных. Какой будет в 2017–м? Одна из студенток, работающая сейчас в приемной комиссии, сказала мне по секрету, что «надо получить за каждое из трех испытаний не менее 50 — 55 баллов, и можно спать спокойно».

— Впечатление от ребят из Беларуси у нас всегда положительное, — сказал «СОЮЗу» доцент Роман Шиченко. — В чем им не откажешь, так это в трудолюбии и настойчивости. Некоторых уже с 3–го курса берут на заметку потенциальные работодатели. Причем из крепких, солидных компаний, в том числе международных, имеющих в России свои представительства. Не помню случая, чтобы кто–то, получив диплом, не смог трудоустроиться.

Полюбопытствовала у Романа Алексеевича, а как в его университете с бытом? Есть ли, например, общежитие — иногородним студентам надо же где–то жить! Снимать жилье в Петербурге накладно, цены высокие. Заверил: беспокоиться не о чем. У вуза несколько благоустроенных (комната на 2 — 3 человека) общежитий в разных концах города и, что важно, вблизи тех учебных корпусов, где у студентов разных факультетов проходят занятия. Плата что для россиян, что для белорусов — 600 рублей в месяц.

Людмила БЕЗРУКОВА

Lb20.08@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter