Кого считать элитой?

Вопрос о том, кого сегодня считать элитой, далеко не так прост, как это может показаться на первый взгляд.
Вопрос о том, кого сегодня считать элитой, далеко не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Скажем, интеллектуалы - элита? Но что считать признаками элитарности? Элитой традиционно считалась и власть, соответствующие структуры государства. Есть и те, кто связывает элиту исключительно с аристократией.

Конечно, элита по смыслу близка понятию аристократии. И в той же старой монархической Европе не возникло бы вопроса по данному поводу. Но у нас, в Беларуси, не сохранились родовитые аристократические фамилии. Наверное, ныне политические партии вплоть до коммунистов не побрезговали бы монархическими регалиями, скипетрами, коронами, чтобы придать силу и вес своей программе и своему движению. Но нет такой силы в нашем обществе.

Что касается денег, то как-то так сложилось среди наших толерантных граждан, что в системе национальных приоритетов деньги никогда не стояли на первом месте.

А вот вопрос о власти достаточно серьезен. Период строительства национального государства, его укрепления и развития требует высококвалифицированных управляющих. Планка требований к кадрам в государстве достаточно высока. Можно смело констатировать, что властные структуры представляют собой элитарную часть нашего общества. Даже учитывая имеющие место промахи, коррупционные скандалы, частую смену управленцев на особо сложных участках работы. Как, например, это происходит в аграрном секторе.

И все же главная сила общества, которая может претендовать на элитарность, сегодня вряд ли может быть выражена в ясных и понятных социологических категориях. Дело в том, что "элитным" человек становится вовсе не по происхождению, а тем более не по признаку наличия у него больших денег. Самореализация человека, достижение им максимальных результатов в профессиональной деятельности уже есть признак элитарности.

Вот руководители государства встречаются с одаренными детьми, Президент вообще ставит вопрос о создании своеобразного банка данных на этих ребят, дабы проследить их судьбу с целью учета взаимных, личных и государственных интересов. Мне неизвестны биографии этих детей, но можно с большой долей уверенности утверждать, что это представители всех социальных слоев нашего общества.

К слову, сама постановка вопроса о банке данных представляется актуальной, и вот по каким основаниям. Вузы, например, готовят научную элиту: аспирантов, докторантов. Но практика показывает, что аспирант, посланный из провинциального города в столицу, легко отрывается от родимых корней и обнаруживается то в Москве, то в Бонне и прочих Амстердамах. А правовых оснований для возвращения "целевика" недостаточно. Скажем, человек создал семью, воссоединился с родней и прочее. А результат - плачевный для самого вуза.

Так уж сложилось, что понятие "элита" в нашем обществе постоянно сопрягается со словом "труд". И это то достижение, которое необходимо сохранить любым путем. Нет никакой необходимости провоцировать любование династиями исключительно по родовому признаку. Что касается денег, то очевидно, что они бывают разные: и заработанные, и украденные. Вторых сегодня намного больше, но это вовсе не означает, что владельцы большого количества денег в нашем обществе будут молчаливо пребывать на вторых ролях. Очевидно, что материально состоявшийся человек есть элемент элиты общества, поскольку он сумел сделать то, что многим оказалось не под силу. Но - только элемент, не исключительное явление.

Без элиты общество неполноценно. Поскольку гражданское состояние не может быть основано исключительно на оловянных солдатиках, социальных копиях. Пусть элита расширяется и за счет художественной интеллигенции, и за счет людей науки. Наверняка найдут себя те, кто работает в реальном секторе экономики. Вот только не надо искусственного создания элит. Нет никакой необходимости называть гением оболтуса, голым выбежавшего на площадь и попутно разъясняющего прохожим суть подлинного авангарда в искусстве. Вряд ли элитарны потуги на новое слово в политике, если они связаны с достижением личных целей. Собственно, суть вопроса достаточно прозрачна: делай реальное дело, не замыкайся исключительно в себе, поскольку это и теоретически невозможно, а как тебя назовут после этого - дело не главное.

Борис ЛЕПЕШКО, Брест.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter