Нет образования по востребованной нынче специальности, в трудовой книжке — многолетний перерыв, утеряна квалификация… Подобные моменты могут стать серьезным препятствием для успешного трудоустройства. Но главное — без паники. У каждого, кто испытывает трудности с поиском работы, есть возможность снова сесть за парту и получить актуальную для рынка труда специальность. Более того, служба занятости предлагает еще один привлекательный вариант — обучение под заказ нанимателя. Главный его плюс — гарантия стопроцентного трудоустройства после обучения. Корреспондент «Р» разбиралась в нюансах этого направления.
«Руки забыли, душа не лежит»
До выхода троллейбуса в рейс остаются считанные минуты. Андрей Мусатов, водитель филиала троллейбусного парка № 2 «Минсктранса», еще раз делает контрольную проверку машины. Все в норме. Можно отправляться в путь. На остановке нас уже ждут пассажиры. Двери открываются, и людской поток заполняет салон. Поехали!
Сегодня каждый день Андрея расписан от и до. А еще год назад парень был на распутье — не знал, куда податься. После армии понял, что специальность, которую получил, «не его» — руки забыли, душа не лежит. Пока искал достойную работу, временно подрабатывал грузчиком. Но Андрей понимал: следует искать постоянный доход. Неожиданно подвернулась возможность — как раз набирали группы безработных для обучения на водителя троллейбуса. И главное, что обещали стопроцентное трудоустройство. Естественно, молодой человек согласился.
Андрей ловко управляет громоздким транспортом. Уверенный, позитивный, улыбчивый. Правда, пока пришла уверенность, надо было выучить не одно правило, а потом еще сотню часов провести в дороге с опытным водителем, чтобы отточить навыки вождения до автоматизма.
Андрей рассказывает, что великовозрастным студентам никаких скидок не делали — и конспекты писали, и правила дорожного движения зубрили, и зачеты сдавали:
— Все серьезно. Дисциплина была железная. Никаких пропусков без уважительной причины. Был и дресс-код, на занятия должны были приходить в деловом костюме.
В Минске под заказ «Минсктранса» только в прошлом году зачислено на обучение 112 человек. Вчерашние безработные сегодня трудоустроены и получают зарплату
Сергей Иванов, заместитель директора по кадрам, идеологической и социальной работе филиала троллейбусного парка № 2 «Минсктранса», объясняет, как выглядит схема обучения под заказ нанимателя:
— Заключается трехсторонний договор между службой занятости, нанимателем и официально зарегистрированным безработным. Образовательный процесс проходит за счет бюджетных средств. В прошлом году шесть групп по 15 человек смогли освоить профессию водителя троллейбуса. Все плюсы налицо. Курсанты получают стипендию, востребованную профессию, а мы — подготовленные кадры. Два года человек обязан отработать в нашей структуре. Подготовка основательная — 2,5 месяца занимает только теория. Большой упор делаем на практику. Будущий водитель должен откатать по различным маршрутам сто часов с опытным водителем, но без пассажиров. А потом еще 250 часов на пассажирской езде с инструктором. Средняя заработная плата у водителя — 800 рублей.
Гранит науки
Ольга Нарелик, заведующая отделением лицея машиностроения № 3, проводит экскурсию по классам, где проходит обучение. Безработные изучают более 9 предметов. Есть наглядные материалы, схемы. Буквально на следующей неделе здесь начнет грызть гранит науки следующая группа.
Кстати, в Минске под заказ «Минсктранса» только в прошлом году зачислено на обучение 86 человек по профессии «водитель троллейбуса» и 26 человек — по профессии «водитель трамвая». Вчерашние безработные сегодня трудоустроены и получают зарплату. В выигрыше остается как наниматель — у него теперь работают подготовленные кадры, — так и безработный: сразу после учебы его ждут на рабочем месте. Например, в этом году для Минского метрополитена таким образом подготовят машинистов электропоезда и слесарей подвижного состава. Формируется группа из 20 человек. По заявке ОАО «Камволь» набирают два десятка человек на обучение по профессии «прядильщик» с дальнейшим трудоустройством на предприятие.
Андрей МУСАТОВ получил новую для себя профессию и теперь работает водителем троллейбуса
Ольга Тарасюк, начальник отдела обучения граждан управления занятости населения комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, обращает внимание, что обучение — это не развлечение, к учебе надо подходить ответственно:
— Образовательный процесс занимает не неделю и не две, а длительное время. Каждый день надо ходить на учебу и быть там с девяти до шести. А если человек пропускает более 20% занятий по неуважительной причине, его отчисляют за пропуски и он должен возместить стоимость обучения.
Не только в Минске
В регионах тоже активно практикуют обучение по заявкам нанимателей. В прошлом году из 1372 безработных Могилевской области половину обучили под заказ.
Ольга Хадускина, заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома, объясняет — хороша такая форма содействия занятости:
— Человек после обучения сразу трудоустраивается. На таких условиях уже обучили кондитеров, поваров, парикмахеров, электромонтеров… А буквально в конце 2017-го направили 25 человек для обучения профессии швеи.
azanovich@sb.by
Эффективная форма занятости гарантирует 100 процентное трудоустройство безработных
Кого хочу, того учу
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.