Когда земля уходит из-под ног…

— Вниз не смотри! Только перед собой. Держись, держись!.. Да что ж ты делаешь? Да, рожденный ползать карабкаться не может…

— Вниз не смотри! Только перед собой. Держись, держись!.. Да что ж ты делаешь? Да, рожденный ползать карабкаться не может…

Примерно таким «ободряющим» напутствием было положено начало моему боевому крещению в альпинисты. Что ж, против правды не попрешь, скалолазание не моя стихия. Но спустя минут 30 после того, как я, повиснув на страховке, как палка колбасы в мясном отделе гастронома, все-таки предприняла еще ряд попыток взобраться по стене, мой строгий инструктор Игорь сменил гнев на милость и сказал, что с таким упорством и летать недолго научиться.

Я же приходила в ужас от одного вида человеческих фигур, ловко взбиравшихся по абсолютно отвесной стене под самый потолок, до которого от меня было, по меньшей мере, метров десять. А когда начинала представлять, что до земли не 10—15 метров, как здесь, а почти 9 тысяч, как на великом Эвересте, вообще все внутри обрывалось. Раньше я не представляла, насколько это серьезное и исключительное занятие, требующее колоссального мужества, воли и выдержки.

Существует немало учебно-методических центров и всевозможных образовательных учреждений, занимающихся подготовкой профессиональных промышленных альпинистов для различных высотных работ в городе. Ведь промышленный альпинизм – это такое же скалолазание, только не над заснеженными подножиями гор, а над дышащим жаром горячим асфальтом и гудящим на самые  разные лады мегаполисом.

Каждый из нас наверняка не раз обращал внимание на огромные трубы, уходящие прямо  в облака, из которых валит густой дым и которые возвышаются над отопительным комплексом  в любом из городских районов. А вот над тем, кто осуществляет четкую полосатость их расцветки, задумывались очень немногие. То же самое можно сказать и о высотных домах, которые внезапно, как мы нередко замечаем, меняют свою унылую серую окраску на ослепительно белую с яркими вставками самых разных цветов. Вот для того-то, чтобы так приятно освежать нашу жизнь, и для многого другого и появилась эта интересная профессия.

Обучение промышленному альпинизму проходит обычно по следующим образовательным программам: непосредственно сам промышленный альпинизм, горная подготовка, альпинистская подготовка специальных подразделений для работы на зданиях повышенной этажности. Как и в любом вузе, в центрах подготовки асов скалолазания возможны две формы обучения – очная и заочная. Кроме того, существует также дистанционное обучение. Но в этом случае аудитория должна быть представлена уже искушенными по этой части слушателями, имеющими либо опыт верхолазных работ не менее года, подтвержденный договором либо записью в трудовой книжке, либо являющимися спортсменами-альпинистами или горными туристами не ниже 2-го разряда или скалолазами не ниже 1-го, либо людьми, прошедшими обучение промышленному альпинизму в других учебных центрах. В отношении заочной формы обучения в основу положена целенаправленная и интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для него месте по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной или обычной почте. О том, насколько это непросто – постигать самостоятельно такую сложную и необычную науку, можно только догадываться. Однако ни для кого не секрет, что, пройдя всю программу обучения от начала до конца и став профессиональным верхолазом, человек получает не только редкую и интересную, но и высокооплачиваемую  работу.

Промышленным альпинистам приходится заниматься герметизацией межпанельных швов, монтажом и демонтажом различных конструкций, высотной мойкой стекол, очисткой фасадов, удалением и кронированием деревьев, очисткой крыш от снега и льда, всевозможными фасадными работами и многим другим. Просто поразительно, какой огромный перечень работ выполняют представители профессии, так редко бывающей у нас на слуху.

— Дело должно окрылять, – уверенно заявляет мой «неземной» наставник Игорь. – Если оно не вдохновляет и не приносит удовольствия, нет никакого резона продолжать убивать за этим занятием время.

Не могу не согласиться, но все же добавлю, что буквально воспринимать  его слова, по крайней мере, несерьезно. Существует превеликое  множество занятий, никоим образом не связанных с такой поднебесной романтикой, но приносящих не меньшее вдохновение и удовлетворение  тем, кто когда-то отдал им предпочтение. В качестве примера привожу обожаемую мной журналистику и непосредственно себя как человека, нашедшего свое место в жизни.

— Молодость амбициозна и категорична, — усмехается Игорь. – В этом-то  и кроется вся ее  прелесть и исключительность. В твои годы я с такой же горячностью говорил об альпинизме. И хоть сейчас пыл мой поугас немножко, но уверенность в том, что я на своем месте, осталась неизменной, чего и тебе искренне желаю.

Игорь рассказал мне об учебно-методическом сборе по городскому альпинизму, который прошел в Витебске в начале этого года. В нем приняли участие спецназовцы всех силовых структур: Вооруженные силы Беларуси, МВД, МЧС, погранвойска, Комитет госбезопасности, Служба безопасности Президента. Расспросив об этом поподробнее, я узнала, что испытания были самого различного характера, в том числе и совершенно не связанные с альпинизмом. На  базе 103-й мобильной бригады Вооруженных сил спецназовцы учились правильно десантироваться на ограниченную площадку и эвакуировать пострадавших так называемыми гроздью и змейкой. Вся сложность операций заключалась в том, что пилоту вертолета необходимо было поднять с земли и перенести на безопасное расстояние людей, в том числе и раненых. Освобождение заложников и захват террористов в городских условиях требуют также и соответствующего серьезности задания уровня альпинистской подготовки.

В будущем в Беларуси на базе общества «Динамо» планируется создание центра по альпинистской подготовке спецподразделений нашей страны. До недавнего времени каждая силовая структура в своих профессиональных вопросах была предоставлена сама себе, а основным методом подготовки специалистов был метод проб и ошибок. Теперь же подготовка будет проходить централизованно. Например, представители МЧС на вышеупомянутом сборе в Витебске освоили методы спасения с помощью альпинистского снаряжения и вертолетной техники, армейские спецназовцы отработали точечную доставку грузов и эвакуацию вертолетом…

Многие из читателей знают историю о чудесном спасении нашего соотечественника, уроженца Жодино, промышленного альпиниста Виктора Кульбаченко, выжившего под лавиной при восхождении на Чогори — одну из самых неприступных гор мира, находящуюся на границе Китая и Пакистана. Покоряя эту опаснейшую вершину на высоте 8611 метров над уровнем моря, погибал каждый четвертый. И Виктор перед экспедицией прекрасно знал об этом, но в числе его побед к этому моменту были уже Канченджанга (8589 м) и высочайшая точка планеты — Джомолунгма (8848 м).

Кульбаченко совершил в общей сложности семь восхождений, первое из которых в далеком 1981 году в альплагере «Узункол». Виктор был удостоен звания мастера спорта международного класса в 1994 году и почетного звания заслуженного мастера спорта Республики Беларусь в 1999 году. Как же можно было с таким героическим прошлым отказаться от очередного восхождения? Кульбаченко остался  верным себе и своему делу и 14 июня этого года отправился  в Пакистан за новой победой.

Условия были ужасными, видимости никакой, спортсмены уже хотели было спуститься, но до вершины оставалось всего ничего. А тут еще и небо на следующее утро прояснилось. И альпинисты пошли ва-банк. В тот роковой день, 13 августа, связка Кульбаченко – Гапонов поднималась первой. И вдруг, когда до вершины оставалось 15 (!) метров, на покорителей высот обрушилась снежная лавина. Виктору и Александру удалось откопаться, а четверо их товарищей навсегда  погребены под снегом. Это восхождение не из числа триумфальных, как предыдущие, и воспоминания о нем всегда будут омрачены мыслями о погибших ребятах, а сам Виктор должен быть бесконечно благодарен судьбе за невероятное спасение.

Наверное, вся соль этой профессии в том, что пока одни на своем рабочем месте просто коротают дни до пенсии, другие освещают эти дни ярким пламенем, найдя в этом противоречивом мире свое истинное призвание.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter