В России и других странах появляется специфический вид преступлений, вызванных карантином

Когда здоровые завидуют больным

Последствия жесткого карантина, которые можно было предвидеть

В середине апреля пятеро смуглых мужчин зашли в один из продуктовых магазинов в центре Москвы, деловито побросали в несколько корзин товары со стеллажей и спокойно удалились, не заплатив ни копейки. На попытки сотрудников магазина воспрепятствовать столь наглому грабежу отвечали: «Нам просто нечего есть!» Удивительно, что на следующий день эти же парни снова похитили продукты из торгового зала того же магазина. Когда группу голодных грабителей задержали, выяснилось, что все они гастарбайтеры из стран Средней Азии. В России таких миллионы. Оставшись без работы и средств к существованию, не имея накоплений и возможности отбыть на родину в связи с закрытием границ, они вынуждены добывать пропитание криминальным путем. О том, что это случится, еще в марте предупреждали многие противники жесткого карантина. Их не послушали.

На улицах Москвы.

Как с цепи сорвались

Как известно, с 30 марта всем жителям Москвы было предписано находиться дома, покидать жилье разрешено только тем, кто ходит на работу, за продуктами и лекарствами в ближайшие торговые точки, обращается за экстренной медпомощью, выходит для выгула собак и выноса мусора. С 15 апреля в Москве действует пропускная система, для поездок на личном и общественном транспорте каждый должен получить цифровой пропуск. На днях мэр города С.Собянин объявил, что с 12 мая начнется поэтапное снятие ограничений: возобновят работу некоторые предприятия промышленности и строительства, снова начнется возведение домов и дорог. То есть оживут как раз те сферы, где более всего были заняты приезжие, оставшиеся сейчас без куска хлеба.
Таким образом, смягчение условий карантина означает не победу над коронавирусом, а срочную необходимость предоставить гастарбайтерам возможность заработка. И немудрено: по всей стране участились грабежи и разбойные нападения, где предметом хищения являются продукты.
Неожиданно в группу опасных профессий попали безобидные курьеры. Уже зафиксировано несколько случаев, когда жертвами нападений становились доставщики пиццы, бургеров и еды из крупных супермаркетов. 

Любопытно, что со стороны мигрантов были даже попытки симулировать заражение коронавирусом, чтобы получить гарантированные кров и питание в больницах. Вот уж воистину: приняты такие меры, что здоровые завидуют больным…

По просьбе «Известий» ситуацию прокомментировал криминолог Александр Теохаров. Он назвал самые опасные группы «продуктовых налетчиков». Первая из них — люди, освободившиеся из мест лишения свободы: «Как правило, они устраиваются на низкоквалифицированную работу. Но сейчас большинство предприятий малого и среднего бизнеса закрыты, и они вынуждены слоняться по улицам в поисках выпивки и легких денег. Нападают на пожилых женщин (в Казани один бандит отобрал у 80-летней старушки продукты; женщина скончалась), на продуктовые магазины. 

Ко второй категории преступников криминолог относит гастарбайтеров: «Это мужчины, возраст 20 — 35 лет, уроженцы стран постсоветского пространства, неженатые, ранее не судимые. Для данной категории преступников стандартная ситуация — нападение на граждан, чтобы отбирать купленные продукты. При этом в зоне риска находятся женщины, несущие большие пакеты с едой. Так, в начале апреля СМИ сообщили, что в Санкт-Петербурге группа гастарбайтеров напала на женщину, которая вышла из гипермаркета с пакетами продуктов и начала складывать их в свой автомобиль. В этот момент к ней подошла толпа гастарбайтеров, которые, угрожая ножом, потребовали отдать им продукты. Грабителей не смутило даже то, что женщина в этот момент была с маленьким ребенком. Следует отметить, что в Северной столице зарегистрирована серия аналогичных преступлений… Что толкает приезжих совершать грабежи, понятно: у многих из них сейчас нет работы, нет денег».

Кстати, доцент кафедры криминологии и профилактики преступлений Омской академии МВД России А.Теохаров был как раз одним из тех, кто еще накануне введения жесткого карантина предупреждал об опасности подобных мер и предрекал рост бытовых преступлений и хищений. Что интересно, при этом криминолог ссылался на печальный опыт западных стран. 


А как у них?

В странах, где коронавирус разгулялся вовсю, уже наблюдается рост преступлений, сопутствующих чрезвычайным ситуациям, в первую очередь мародерства. 

По Лондону прокатилась волна грабежей на фоне массовой истерии с закупкой продуктов впрок. Полиция подтвердила как минимум пять таких случаев. 

В США повсеместно растет спрос на оружие, продажи увеличились более чем на 200 процентов. Люди опасаются нападений мародеров. В Нью-Йорке уровень преступности вырос на 12 процентов за первые три месяца этого года. Полиция фиксирует увеличение числа грабежей, разбойных нападений, краж со взломом, крупных краж и угона автомобилей. При этом силы правопорядка не готовы к потенциальному хаосу на улицах. Полиция Солт-Лейк-Сити, например, запросила у уголовников временного перемирия на период коронавирусной угрозы через свой официальный твиттер-канал.

Газета «Московский комсомолец» приводит свидетельство Евгения Н., гражданина США: «Магазин «Бабушка в Голливуде», где я покупаю продукты, ограбили сегодня ночью. Причем грабителю нужна была еда, а не деньги. Как сообщают знакомые из Нью-Йорка, там тоже неспокойно. Похоже на массовый психоз: люди заходят в магазины, набирают продукты в мешки и просто выходят, не заплатив. Полиция отказывается выезжать на такие случаи, так как в состоянии отчаяния и голода злоумышленники готовы на все. Будьте осторожны, защищайте свое имущество. Держите оружие при себе, дома или на работе».

* * * 

Чтобы узнать, как ситуация видится глазами обычных москвичей, я связался со своим знакомым, который уже полтора месяца почти не выходит из дома. Дмитрий Лавников создает игровые приложения для мобильных телефонов, поэтому может работать удаленно. На мои вопросы ответил следующее:

— Лично я пока не сталкивался с уличной преступностью, но это, по-моему, следствие самоизоляции: стараюсь дальше ближайшего магазина не ходить, и то только днем. Потому что случаи продуктовых и не только грабежей у всех на слуху. Страшно, конечно, и не без оснований: у моей племяшки прямо возле метро вырвали мобильник из рук. 

— Ты думаешь, этого могло бы не произойти, если бы у вас не было жесткого карантина?

— В таком разрезе еще не думал. Но в любом случае считаю, что это не дело, когда демонстративная забота о здоровье людей несет им куда более серьезные проблемы — от банкротств и безработицы до криминала. Можно было предвидеть последствия жестких решений, чтобы семь раз задуматься об их внедрении. В этом смысле завидую Беларуси: вы вряд ли столкнетесь с похожими проблемами, потому что не загоняли людей и экономику в угол.

К этому суждению добавить, пожалуй, нечего. 

КСТАТИ

Период нерабочих дней в России завершается

Сегодня Президент России Владимир Путин объявил, что с 12 мая страна начинает постепенно выходить из режима ограничительных мер, но для некоторых регионов и предприятий ограничения пока сохраняются. 

Очевидно, одним из факторов для отмены ограничительных мер стало резкое падение занятости населения: с начала апреля официальное число безработных в России выросло в два раза — до 1,4 млн человек.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Криминолог А.Теохаров:

— Самое печальное, что такие преступления совершают и женщины. На днях в Санкт-Петербурге женщина с ножом пыталась ограбить продуктовый магазин. Лихая дама попробовала пронести мимо кассы творог и сметану, но продавцы потребовали, чтобы женщина остановилась и оплатила продукты. Завязалась потасовка, в ходе которой женщина достала небольшой нож и закричала, что ей нечего есть.

rud@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter