МВД о телефонном и интернет-мошенничестве, психологии и правилах цифровой гигиены

Когда затянуты в сети

Слово «киберпреступность» многие нынче, увы, знают не понаслышке. Если уж не сами сталкивались с действиями виртуальных или телефонных мошенников, то родственники или знакомые точно. Правоохранительные органы в который раз напоминают о правилах цифровой гигиены, а злоумышленники придумывают все новые и новые изощренные формы выманивания денег. Мало того, словно опытные психологи, входят в доверие и облапошивают. Вчерашний гость ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио» — начальник главного управления по противодействию киберпреступности МВД Андрей Ковалев — рассказывает о свежих тенденциях.


— Нужно понимать, что мошенничество посредством сети интернет — это самый распространенный вид преступления в мире, — объясняет он. — Уличная преступность (хулиганство, грабежи, разбои) была, есть и будет, но все уходит в цифру.
Преступность становится умнее. Тактика, методика совершения преступления очень сильно меняется. Социальные сети, интернет позволили собирать информацию о потенциальном объекте свободно в любое время либо покупать уже собранную, где будет дата рождения, место проживания, любимая марка машины, сведения о том, что вы купили и продали в последнее время (например, квартиру или дачу). При наличии этой информации я могу, позвонив, представиться работником банка (что было неоднократно) либо правоохранительной структуры. Сказать, например: с вашим близким родственником что-то случилось и ему нужна помощь. При этом если я владею вашей персональной информацией, то вызываю некое доверие, моделирую и провоцирую определенную модель поведения, держу вас в тонусе, могу общаться по телефону часами, чтобы не дать одуматься. Вывожу на то, что вы либо передаете деньги, либо предоставляете реквизиты, либо даете мне информацию, которая мне необходима.
Жертвами киберпреступников, особенно требующих деньги «на помощь близкому родственнику, попавшему в ДТП», несмотря на всю разъяснительную работу, чаще всего становятся пенсионеры. И это, говорит Андрей Ковалев, вопрос психологии и менталитета:

— Мы, молодое поколение, довольно быстро перестраиваемся. Мы так или иначе в сети, у нас всегда под рукой телефон и планшет, что-то постоянно там смотрим, проверяем. До нас информация доходит быстро и в очень большом количестве. В связи с этим разводят сейчас чаще всего наших бабушек и дедушек. Они другие, очень доверчивы. Они выросли в той стране, где хочется помочь человеку. Особенно близкому родственнику. Особенно дочке либо внуку. На этом очень четко и играют, это психологически грамотный ход. Можно изучить соцстраницы, затем позвонить и представиться сотрудником правоохранительных органов. Можно даже смоделировать голос, чтобы не вызвать подозрений. Сказать: «Мне срочно нужна помощь, помоги» — и отключиться.

Что им советовать? Отключаться и перезванивать самому, настаивает представитель МВД, даже когда номер на экране телефона совпадает с номером близкого вам человека:

— А если возникла ситуация, что вы отдали деньги, надо максимально быстро поставить в известность милицию. Чем быстрее мы подключимся к этому, установим, курьер ли это был либо «разведчики», тем больше шансов, что денежные средства будут возвращены.

Еще один совет пользователям «Куфара» и иже с ними: вести «деловую» переписку с потенциальным покупателем или продавцом только непосредственно на торговой площадке, которую контролирует собственная служба безопасности. Но не в мессенджере!

А кроме того, Андрей Ковалев предостерегает: трендом этого года станет мошенничество с использованием криптовалют. Таких случаев уже сейчас становится все больше и больше.

deu@sb.by
Полную версию беседы смотрите на YouTube-канале «СБ ТВ».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter