Когда заработает «углеродная биржа»?

Квоты на выбросы парниковых газов — не парниковые цветы и овощи, но могут принести немалые дивиденды О глобальном изменении климата говорят сегодня все — и маститые ученые, и домохозяйки. Впрочем, представители научных кругов, общественных организаций и, конечно, правительств разных стран не только говорят, но и пытаются предпринимать конкретные усилия, чтобы снизить антропогенное воздействие на климат.

Квоты на выбросы парниковых газов — не парниковые цветы и овощи, но могут принести немалые дивиденды

О глобальном изменении климата говорят сегодня все — и маститые ученые, и домохозяйки. Впрочем, представители научных кругов, общественных организаций и, конечно, правительств разных стран не только говорят, но и пытаются предпринимать конкретные усилия, чтобы снизить антропогенное воздействие на климат.

В 1992 году в целях противодействия глобальному потеплению была разработана и подписана в Рио-де-Жанейро Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК). Подписавшие ее страны, на долю которых в совокупности приходится 60 процентов ежегодных выбросов парниковых газов, взяли на себя обязательства по снижению выбросов. Кроме того, они не прочь передавать развивающимся государствам технологии и информацию, которые помогут решать проблемы, связанные с изменением климата. В 1997 году страны, ратифицировавшие конвенцию, собрались в Киото (Япония), чтобы согласовать протокол, в соответствии с требованиями которого развитые государства должны сократить совокупные выбросы парниковых газов на 5,1 процента за период 2008—2012 годов, взяв за точку отсчета уровень 1990 года. В рамках Киотского протокола было предложено три механизма, позволяющие достичь необходимого сокращения выбросов парниковых газов с наименьшими затратами. Один из них — механизм торговли квотами (допустимыми ежегодными объемами выбросов) — разрешает странам-участницам торговать друг с другом излишками “углеродного товара”. Беларусь присоединилась к РКИК в 2000 году, а в ноябре 2005-го — к Киотскому протоколу. Однако использование предусмотренных протоколом экономических механизмов сдерживается отсутствием установленных для нашей страны обязательств. Для этого требуется принятие специальной поправки к протоколу. Такая поправка была принята в 2006 году: Беларусь заявила о своем намерении снизить выбросы на 8 процентов. Но для того чтобы наша поправка к протоколу вступила в силу, ее должны ратифицировать не менее 139 стран—участниц конвенции (пока это сделали лишь сама Беларусь и еще 15 государств, поскольку процесс ратификации сложный и требует времени). Возможно, ситуация прояснится в декабре нынешнего года в Копенгагене, где состоится очередная конференция сторон РКИК.

 Гибкие механизмы

Создать в Беларуси условия для использования механизмов гибкости Киотского протокола — такова цель совместного проекта ПРООН и Минприроды. Его осуществление началось в 2007 году, а в июне 2009-го уже подводили итоги. — Один из наиболее существенных результатов — создание, практически с нуля, необходимых нормативных условий, — подчеркнул руководитель проекта Александр Гребеньков. — Мы подготовили семь нормативных правовых актов, пять из которых приняты постановлениями Совмина и Минприроды. Кроме того, подготовлена и передана на согласование в Совет Министров концепция проекта Закона Республики Беларусь “Об охране климата”. Как известно, один из механизмов Киотского протокола позволяет развитым странам и странам с переходной экономикой вместе снижать выбросы парниковых газов (проекты совместного осуществления). Беларуси это дает возможность привлечь инвестиции в экологические и энергосберегающие проекты. Поэтому эксперты на протяжении двух с половиной лет активно искали и налаживали контакты с потенциальными инвесторами (на сегодняшний день их 22). И проводили обучающие семинары на рабочих местах, разрабатывали курс лекций. Созданы недостающие инфраструктурные элементы участия в Киотском протоколе: установлен Национальный реестр углеродных единиц, подготовлена документация для создания Белорусского углеродного фонда. Еще одна задача, которая стояла перед экспертами проекта, — широкое информирование заинтересованной общественности по вопросам, связанным с выполнением Киотского протокола в Беларуси. С этой целью, отметил Александр Гребеньков, и был разработан специальный, постоянно обновляющийся веб-сайт: www.climate-by.com. В рамках этого проекта в Минске проведено четыре международных семинара. Его эксперты активно участвовали в других семинарах и конференциях, а также обеспечивали информационную, экспертную, консультационную и техническую помощь полномочным представителям Беларуси, участвовавшим в международных мероприятиях. 141 доклад с презентациями, 350 раздаточных дисков — итоги проделанной информационной работы впечатляют. Недаром деятельность проекта и его результаты получили наивысшую оценку независимой экспертизы, проведенной Братиславским региональным офисом ПРООН.

Что день грядущий нам готовит?

Безусловно, прогресс в формировании нормативно-законодательной базы для выполнения обязательств по Киотскому протоколу и использования предусмотренных в нем экономических механизмов достигнут. В стране работает Государственная комиссия по проблемам изменения климата. Утверждена Стратегия снижения выбросов и увеличения абсорбции поглотителями парниковых газов, рассчитанная на 2007—2012 годы. Для Беларуси перспективное направление реализации Киотского протокола — участие в международной торговле квотами. Как прогнозируют специалисты, в ближайшие несколько лет спрос на квоты со стороны участников Киотского протокола составит около 700—800 миллионов тонн углекислого газа. По оценкам экспертов, наша страна может рассчитывать на инвестиционный потенциал, исчисляемый несколькими сотнями миллионов долларов. Пока что климатический эффект от первой фазы Киотского протокола невелик. Но главное — начать практическую деятельность и запустить механизмы международной кооперации, ведь глобальное изменение климата — проблема всего человечества.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter