Сегодня на трибунах Беларуси одни фанаты

Когда яблоку было негде упасть

Сегодня футбольная публика изменилась и на трибунах в основном фанаты

Я не буду просить вас найти десять отличий, сравнивая эти фотографии, между которыми пролегла временная пропасть длиной в 35 лет. На первой — 1979 год, стадион «Трактор», матч чемпионата СССР, в котором минское «Динамо» принимает «Зенит» и в блестящем стиле побеждает питерцев со счетом 3:1. Лидер минчан Владимир Курнев подает угловой, а его замечательные партнеры, которые остались за кадром (Павлов, Прокопенко, Курненин, Байдачный, Василевский, Шавейко, Пудышев, Гоцманов), нацеленные на атаку, готовятся завершить комбинацию. Главное, что бросается в глаза на этом фото, — трибуны! Они — шумят. Они — галдят. Они — живут. На второй фотографии тот же стадион «Трактор» и тоже играет «Динамо», но три с половиной десятилетия спустя. Чемпионат Беларуси. Соперник — «Торпедо–БелАЗ». С мячом — лидер минчан Игорь Стасевич. В штрафной — его партнеры. И тишина на трибунах. Пусто, как на кладбище. Будто какой–то лютый враг сбросил на страну специальную бомбу, которая, оставляя нетронутым все живое, уничтожает только зрителей на трибунах. Увы, этот факт следует констатировать: целая прослойка общества, настоящая субкультура, имя которой было «футбольные болельщики», умирала долго и мучительно, пока не перестала существовать окончательно.


Я никогда не пропитался бы настоящей футбольной романтикой и не научился бы любить свой футбол, если бы мое детство пришлось на нынешние годы. Сегодня на стадионах страны скучно и холодно, как в заброшенном здании, где некогда кипели обжигающие страсти, а теперь оно стоит на снос, и противный скрип петель, раскачиваемых ветром, поет прощальную песню. Ходить на стадион сегодня — занятие для мазохиста или экстремала. Я не причислю себя ни к тем, ни к другим. Любому человеку хочется, чтобы его уважали, хочется почувствовать себя значимым и большим. Раньше все эти страсти можно было с лихвой удовлетворить при походе на футбол. Как говорили: «На работе на меня кричит начальник, а на футболе кричу я сам». Болельщиков раньше уважали. Уважали футболисты, которые не позволяли себе играть «вполноги». Уважали тренеры, которые напоминали футболистам, что играют они — для болельщиков. Уважала милиция, которая блюла порядок строго, но без перехлестов. Они сами были болельщиками, а это многое объясняет. На фото 1979 года отчетливо видны милицейские фуражки, милиции на стадионе много, но взгляд каждого устремлен на поле. Все жили одной целью и одним интересом — футболом.


Сегодня футбольная публика изменилась и на трибунах в основном фанаты, а это — совсем другая опера. Это раньше на тесной деревянной лавочке на двух местах умещались четверо и никто не роптал: в такой тесноте роднились в едином порыве профессор и электрик, маляр и преподаватель консерватории. Крайне разнообразная была публика, но их сближала одна любовь — футбол. Батя стал брать меня с собой на стадион, едва мне исполнилось четыре. И я хорошо помню, как незнакомые руки после каждого забитого динамовцами гола подбрасывали меня высоко в небеса и я летал над трибунами, колыхался на этих волнах всеобщей сумасшедшей эйфории, ощущая небывалую важность момента. О футболистах знали всё, у каждого было прозвище, о каждом делились последними новостями. Ругались и курили, культурно выпивали, но это не мешало празднику, а довершало его, придавая неповторимый колорит моменту — во всем этом и был будоражащий антураж большой футбольной жизни. Пропустить домашний матч — трагедия, а выбраться на поезде в Москву или Киев на гостевую встречу — приключение и радость.


Сейчас болельщиков практически не осталось, а значит, нет и футбола. Хочется верить, что настоящая культура боления возродится в Борисове, где к этому есть все предпосылки, но тоска по временам, когда на трибунах яблоку было негде упасть, жжет в груди огнем безнадежного отчаяния. Особенно когда сравниваешь два этих фото, между которыми пролегла временная пропасть длиной в 35 лет.

Фото Александра Ружечка, "СБ"

Советская Белоруссия №197 (24578). Среда, 15 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter