Травмы, штрафы и уголовные дела: чем может закончиться неумелое управление электросамокатом и другим электротранспортом

Когда ветер в голове

Электросамокаты, гироскутеры и иные средства индивидуальной мобильности давно вошли в нашу жизнь. С каждым годом персональных компактных средств передвижения на улицах городов все больше. И уже встает вопрос об их участии в дорожном движении. Четких правил для таких средств пока нет, потому каждый понимает их по-своему. Отсюда травмирование — как владельцев двухколесной техники, так и пешеходов. Как спасают людей с такими травмами и что делать тому, кто попал под колеса, узнавала корреспондент «Р». 

Ездить на электросамокате можно по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам. Главное — соблюдать безопасный скоростной режим.
metr12.ru

Новые увлечения — новые травмы

Отправляюсь в РНПЦ травматологии и ортопедии. На часах 10:00. В приемном отделении всего пару человек, и те с относительно легкими травмами. Как оказалось, я попала в небольшую форточку между потоками пациентов. Пока же вместе с заведующим отделением Сергеем Казаевым листаем на экране монитора рентген-снимки пациентов, получивших переломы во время падения с самоката. Перелом лодыжки — восстановление после травмы больше двух месяцев. Переломы плеча, нижнего предплечья, руки — последние две травмы самые частые, потому что при падении человек инстинктивно вытягивает руку вперед, на нее же и приземляется всем своим весом. 

На следующем снимке перелом со смещением. Если врачи не могут его вправить, то стабилизируют кости специальными пластинами, шурупами, интрамедуллярными гвоздями. В общем, то еще удовольствие для пациента. К слову, 30—40 процентов всех переломов — со смещением. И за ними следить нужно внимательно: следовать назначениям врача, делать контрольные снимки в поликлинике по месту жительства. 

Большинство рентген-снимков на мониторе компьютера — детские. Потому что с самокатов в основном падают мальчишки и девчонки. Хотя и взрослые пациенты в РНПЦ обращаются. 

Причины падения с электрических средств передвижения разные: один колесом попал в яму, второй отвлекся от управления, третий схватился за телефон. Существует еще одна категория любителей погонять на самокате с ветерком — кто не стесняется браться за руль этого средства передвижения в нетрезвом состоянии. 

Заместитель директора по организационно-методической работе РНПЦ травматологии и ортопедии Кирилл Криворот подтверждает: в последние годы появились новые виды травм, полученные при прыжках на батуте, катании на тюбингах и средствах индивидуальной мобильности. И характерны они для детей. Так, в 2020 году травмы от прыжков на батуте получили 499 детей, из-за катания на тюбингах, санках — 414, на скейтбордах и роликах — 820, на моноколесе — 39 детей. С велосипедными травмами к врачам попало 2083 ребенка. Это данные по стране. 

Сергей Казаев

Пешеход на самокате

Под колеса электротранспорта и велосипеда попадают пешеходы. В этом случае ответственность находящихся за рулем такого средства передвижения зависит от того, какие травмы получил пешеход. Если у пострадавшего тяжкие телесные повреждения, то автоматически возбуждается уголовное дело. Если незначительные телесные повреждения — ссадины, ушибы, порезы, то проводится проверка, в ходе которой назначается судебно-медицинская экспертиза. Подробности уточняю у начальника отделения по организации работы участковых инспекторов милиции ГУВД Мингорисполкома Константина Руца. 

К слову, наезд велосипедиста на пешехода — это не ДТП (в котором обязательно участвует одно механическое средство, оборудованное двигателем внутреннего сгорания), поэтому происшествие разбирают участковые милиционеры. Хотя велосипед или самокат, по сути, тоже источник повышенной опасности. Во всяком случае по отношению к обычному пешеходу, особенно ребенку. 

Часто люди попадают в больницу еще и потому, что игнорируют правила дорожного движения. Некоторые самокатчики, особенно если средство передвижения на электротяге, не знают, как правильно себя вести. С точки зрения ПДД, передвигающиеся на средствах индивидуальной мобильности на электротяге в отдельную категорию участников дорожного движения не выделены. Хотя, по сути, такой человек больше всего относится к пешеходу, передвигающемуся на спорт­инвентаре. А значит, ездить ему можно по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам, а также в парках, скверах, дворах и на специально отведенных для катания площадках. Запрещено выезжать на проезжую часть из-за транспортного средства или других препятствий, ограничивающих обзорность водителю. Запрещено управлять самокатом или велосипедом (да и вообще любым средством передвижения) в состоянии алкогольного опьянения. Выезжать на проезжую часть дороги ни в коем случае нельзя. 

Автомобилистам ГАИ постоянно напоминает: при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен двигаться со скоростью, которая позволит при необходимости уступить дорогу пешеходам. Что может быть проще? Однако статистика неумолима. 

Самые частые травмы при падении — переломы нижнего предплечья и руки.

Просматриваю новости последнего месяца. Женщина на самокате попала под колеса автомобиля, когда пересекала проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. Водитель автомобиля не заметил мужчину с девятилетней девочкой, которые двигались ему навстречу по проезжей части на электросамокате, и столкнулся с ними. Еще один электросамокат попал под машину на пешеходном переходе. Автомобилисты не успевают среагировать на вылетающий на автодорогу самокат. Тот, кто едет на средствах персональной мобильности, забывает, что движется он со скоростью отнюдь не пешехода. 

Проблему призваны решить изменения и дополнения в ПДД, которые уже подготовлены в МВД. О планируемых изменениях рассказала старший инспектор по особым поручениям ГУ ГАИ МВД Анна Банадык. Так, электросамокаты предлагается отправить на конструктивно выделенную велосипедную дорожку или тротуар, если такой дорожки нет. Главное, чтобы они не создавали препятствий для пешеходов. Предлагается ограничить скорость передвижения на электросамокатах до 25 километров в час. Также будут введены требования к техническому состоянию средства передвижения, запрещено им управлять в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Детям до 12 лет запретят ездить на электросамокатах. 

Главное — не создавать проблем пешеходам.

Пока же специалисты рекомендуют использовать защитную экипировку — велошлем, перчатки, наколенники, налокотники. Следует носить световозвращающие элементы. Во время езды на самокате, скутере и моноколесе нельзя пользоваться мобильным телефоном и другими гаджетами. И главное — обязательно сохранять безопасную скорость и дистанцию. 

misnik@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter