Когда вдохновляют люди

За всю историю Беларуси действительных члена Академии художеств СССР три: скульптор Заир Азгур, живописец Михаил Савицкий и Георгий Поплавский. Непревзойденный график, поразительно светлый живописец и неутомимый путешественник, Георгий со своим этюдником не только объездил весь мир, но как бы объединил и вновь воссоздал его гармоничным и цельным в своих неповторимых полотнах. Еще в 1965 году он на полгода уходит в Атлантику, рисует рыбаков, суровые берега острова Ньюфаундленд, бурную жизнь тогда еще только победившей революционной Кубы. Он запечатлевает на своих полотнах неброский Север и Дальний Восток, Сахалин и Командоры, готовый устремиться в небо космический корабль на Байконуре и лунные ландшафты Исландии. И ты, тогда еще, по сути, нигде не побывавший, увидев его полотна, с ходу влюбляешься в запечатленных на них изящных сборщиц соли в Бенгалии, деловой шум чайных базаров в Мадрасе и ритмичный перестук молоточков золотых дел мастеров где-то в Сирии. Ты безраздельно веришь людям, портреты которых он создает, будь это землепашцы, ткачи, каменотесы или известные ученые, банкиры, президенты. Многоопытный, тонко чувствующий натуру человека художник запечатлевает, а порой угадывает непростые, поразительные судьбы своих героев. Георгия Поплавского влечет к себе все. Он иллюстрирует шедевры Шекспира и Шиллера, притчи Тирукурала и Рабиндраната Тагора, белорусские народные сказки и «Слово о полку Игореве», произведения Короткевича и Быкова. Но, пожалуй, никто еще с такой художественной силой и убедительностью не показал в искусстве насилие и жестокость, как это сделал Поплавский в созданном им в 1983 году цикле литографий под общим названием «Время длинных ножей». Он едва ли не первым предугадал ту ошеломляющую опасность и угрозу, которую несет миру международный терроризм, не важно — облачен он в военную форму или гражданские одежды. Говорят, поэт может считать себя состоявшимся, если в памяти народной он останется не строфой даже, а хотя бы одной строчкой. Художнику Георгию Поплавскому в этом плане повезло. В его полотнах во всем своем многообразии и противоречии предстал не просто суровый ХХ век и начало грозного ХХI века, но ему удалось запечатлеть и само время, которое было задолго до нас и будет миллионы лет после нас. Ведь именно оно, время, как и настоящее искусство, объединяет людей в человечество, все-таки разумное, талантливое, вечное… Мастерская Поплавского в знаменитой «художественной башне» по улице Сурганова находится на самом ее верху, почти под крышей. И, возвращаясь по вечерам домой, я обязательно вскину вверх голову и, если там горит свет, зайду — без звонка и предупреждения. У народного художника Георгия Поплавского, в отличие от многих, дверь не закрывается не то что на замок, даже на крючок. Он работает, и люди ему не мешают. Наоборот, убежден Поплавский, люди только вдохновляют художника.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter