Производственные уроки от деревообрабатывающего цеха Белыничского лесхоза

Когда в цеху взялись за колья, экспорт продукции и рентабельность продаж сразу подросли

НЕСКОЛЬКО лет подряд если и говорят о деревообработке, то в основном в негативном ключе. Отрасль, увязшую в долгах, отправили в реанимацию: теперь девять предприятий под патронажем Банка развития пытаются сообща выйти из кризиса. Складывается впечатление, что заработать на лесе нереально. На самом же деле все наоборот. Доказывают это деревообрабатывающие цеха при лесхозах. Конечно, между ними и теми компаниями, которые под свое крыло взял банк, есть разница. Хотя бы в видах продукции: одни пилят лес, другие производят фанеру, ДСП. И у первых дела идут намного лучше. Как пример — цех при Белыничском лесхозе. Рентабельность производства — более 20 процентов, прибыль за восемь месяцев — 228 тысяч деноминированных рублей. В чем секрет успешной работы? Предлагаем вместе с «СГ» побывать в школе деревообработки…



Урок первый — организационный 


Это сейчас цех, который расположен в деревне Осливка, можно в пример ставить. Тут проводят республиканские коллегии, семинары по лесопилению. Восемь же лет назад ситуация была обратная — производство не сводило концы с концами и в 2008-м его вовсе закрыли. Старое оборудование не позволяло выпускать конкурентную продукцию, выручки — никакой. Исправить ситуацию удалось только в 2012 году, когда цеху дали второй шанс. Возглавил его Александр Ходос и сразу принялся за модернизацию:

— Нет смысла держать производство, если оно не приносит прибыль. Лучше вовремя его закрыть, как и произошло. Зато лесхоз не утянут в долговую яму. Когда же появилась возможность приобрести новое оборудование, открыли цех вновь — закупили две импортные лесопильные линии. «Реанимировали» и одну старую, на которой сейчас гоним в основном необрезные доски.

Такой ход позволил цеху выйти в лидеры по объемам: только пиломатериалов в месяц здесь производят около 1,3 тысячи кубометров. Продажа их за восемь месяцев принесла лесхозу почти 228 тысяч деноминированных рублей прибыли. Около 70 процентов продукции идет на экспорт — спрос на нее есть в Литве, Латвии, Бельгии, Голландии, Польше…

Урок второй — экономически эффективный 


Получается, что прибыль и в данном случае (точно так же, как и у деревообрабатывающего холдинга) во многом зависит от мировых цен на продукцию. Александр Ходос поясняет, что стоимость пиломатериалов даже в сравнении с прошлым годом «просела» примерно на 10—20 евро за куб:

— В 2015-м кубометр продавали за 110—125 евро в зависимости от длины материала, породы дерева. Сейчас же отдаем за 90—115 евро. 

Такие условия вынуждают производителя расставлять приоритеты. В белыничском цеху, в котором могут выпускать любые пиломатериалы, сделали ставку на тарную дощечку. И хоть пилится она медленнее, чем другая продукция, но цена на нее сохранилась на уровне 95—100 евро за кубический метр. При этом к качеству претензий меньше — допускается синева или обзол. Получается, цех уменьшил объем производства, но прибыль из-за этого не пострадала. 

Это полезное умение и, если хотите, производственная хитрость — вовремя подстроиться под запросы рынка. Еще один показательный пример — выпуск кольев. За них взялись в 2013 году. Конечно, просчитали перед этим экономический эффект. Себестоимость баланса, который используется для них, невысока — всего 17—20 рублей за куб. Для сравнения: пиловочное бревно стоит около 28—36 рублей. А готовые колья продает цех за 70 евро. С одной заграничной фирмой и вовсе подписан договор на миллион евро на их поставку.

Урок третий — безубыточный 


В Белыничском лесхозе уверены: чтобы цех приносил деньги, производство должно быть безотходным. Потому, кроме пиломатериалов и кольев, продают щепу и опилки. И на такую продукцию спрос немалый. Раньше отправляли ее на экспорт, но сейчас есть заинтересованность у местных коммунальщиков — они выкупают весь изготавливаемый объем. Далее делают топливные пеллеты. 

Производителю это только на руку — ежемесячно на такой продукции дополнительно зарабатывает около 10 тысяч рублей. В противном случае пришлось бы утилизировать отходы, что влечет за собой немалые денежные вливания. Начальник цеха поясняет:

— Для нас вывозить отходы экономически невыгодно, поэтому, когда открывали цех, установили и рубильную машину. Теперь на кубометре щепы зарабатываем 22, опилок — 5 рублей. 

Возможно, рентабельность такой деятельности не самая высокая — всего 3 процента, но и это дополнительные деньги. А издержек практически никаких — затраты на оборудование уже себя оправдали. 

Чтобы не было убытков, нельзя забывать и про дальнейшую модернизацию. Из ближайших планов — установить в цеху четыре сушильные камеры мощностью 200 кубометров. Общая их стоимость — 300 тысяч евро. Но затраты также оправданы: есть спрос именно на сухую доску. К тому же цена за кубометр ее на 15—20 евро выше, чем на обычную. Окупаемость при таком раскладе — шесть лет. Александр Ходос не сомневается:

— Деревообработка всегда будет востребованной. Сегодня у нас даже не хватает мощностей, чтобы выпустить тот объем, который заказывают. Поле для работы есть. Знаю, что некоторые предприятия, которые объединены в холдинг, тоже дополнительно начинают заниматься лесопилением — те же «Гомельдрев», «Могилевдрев». Так что заработать на лесе можно, но не бездумно — все вырубил и отправил на экспорт, а с прицелом на будущее.

СПРАВКА «СГ»

В лесхозах отрасли созданы и работают 98 лесопунктов, которыми в прошлом году заготовлено 5,5 миллиона кубических метров древесины. Деревообрабатывающими цехами Минлесхоза переработано 1,6 миллиона кубометров деловой древесины — выпущено 678,6 тысячи кубов пиломатериалов. Объем высушенной продукции с более высокой добавленной стоимостью увеличился до 81,2 тысячи кубов. 

borisovez@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter