«Когда увидела поддержку мужа, его веру – преодолела характер и родила пятерых детей»

Ответы на эти и другие вопросы искали участники «круглого стола» по проблемам демографической безопасности, который прошел в редакции «Белорусской нивы». В его работе приняли участие: заместитель директора РНПЦ «Мать и дитя» Наталья БОГДАНОВИЧ, психолог, заведующая отделением дневного пребывания инвалидов территориального центра социального обслуживания населения города Заславля Светлана ЛУПАЧ, заведующая отделом общественного здоровья ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Ольга БАРТМАН, заместитель заведующего Центром социально-философских и антропологических исследований Института философии НАН Наталья ЗАХАРОВА, заместитель начальника управления народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Марина АРТЕМЕНКО, главный научный сотрудник Института экономики НАН Андрей РАКОВ, священнослужитель Павел СЕРДЮК, многодетная мать из деревни Тарасово Минского района Наталья ЧЕРНЯВСКАЯ.

Специалисты разных сфер обсуждали в редакции демографические проблемы.

Ответы на эти и другие вопросы искали участники «круглого стола» по проблемам демографической безопасности, который прошел в редакции «Белорусской нивы». В его работе приняли участие: заместитель директора РНПЦ «Мать и дитя» Наталья БОГДАНОВИЧ, психолог, заведующая отделением дневного пребывания инвалидов территориального центра социального обслуживания населения города Заславля Светлана ЛУПАЧ, заведующая отделом общественного здоровья ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Ольга БАРТМАН, заместитель заведующего Центром социально-философских и антропологических исследований Института философии НАН Наталья ЗАХАРОВА, заместитель начальника управления народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Марина АРТЕМЕНКО, главный научный сотрудник Института экономики НАН Андрей РАКОВ, священнослужитель Павел СЕРДЮК, многодетная мать из деревни Тарасово Минского района Наталья ЧЕРНЯВСКАЯ.

  • Какие причины влияют на уменьшение численности населения?
  • Почему семьи редко обзаводятся третьим ребенком?
  • Только ли экономическая ситуация влияет на рождаемость?

«БН»: — Демографическая ситуация сегодня не радует. Пробует ли общество как-то бороться с негативными явлениями в этой сфере?

Марина АРТЕМЕНКО: — С 1993 года в нашей стране наблюдается сокращение численности населения, за это время она уменьшилась более чем на 750 тысяч человек. Основные причины — высокая смертность и низкая рождаемость. Для преодоления негативных явлений в Беларуси с 2007-го по 2010 год реализована первая Национальная программа демографической безопасности. Анализ ее воплощения в жизнь показал, что процессами в этой сфере можно и нужно управлять. За время реализации Программы улучшились демографические показатели. Например, если в 2006 году общий коэффициент рождаемости составлял 9,9 на 1000 человек, то в 2010-м — 11,4. А количество детей на одну женщину репродуктивного возраста возросло с 1,28 до 1,49. Но этого явно недостаточно. Ведь только для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы последний показатель был 2,15.

«БН»: — Сейчас подготовлен проект Национальной программы демографической безопасности до 2015 года. Какие там будут прогнозы?

Марина АРТЕМЕНКО: — Цель новой Национальной программы — стабилизация численности населения в 2015 году на уровне 9,44—9,45 млн. человек. Специалисты подсчитали, что, несмотря на принимаемые в стране меры, в 2015 году мы сможем выйти на суммарный коэффициент рождаемости на уровне не более 1,55—1,65. В ближайшие годы значительно снизится численность женщин репродуктивного возраста, что объясняется демографическим спадом 90-х годов. Одновременно предполагается, что продолжительность жизни в результате принимаемых социально-экономических и медицинских мер вырастет с нынешних 70,5 до 72—73 лет. Планируется достигнуть снижения коэффициента общей смертности населения до 13,0—12,5 на 1000 человек, в том числе трудоспособного населения — до 5,0 на 1000 человек. Эффективность реализации программы также будет оцениваться и по ряду других показателей — коэффициенту младенческой смертности, сальдо внешней миграции и др.

«БН»: — Для большей рождаемости детей, причем здоровых, надо, чтобы были здоровы будущие мамы.

Наталья БОГДАНОВИЧ: — Состояние здоровья беременных женщин нас не вполне удовлетворяет. Если в 2000 году из каждых 100 женщин болели  78, то сейчас — 73, т. е. улучшение ситуации незначительное. К сожалению, у каждой четвертой бывает угроза прерывания беременности. Причины этого эндокринные, инфекционные, предшествующие аборты. Значительно выросла заболеваемость сахарным диабетом. Это очень беспокоит медиков, потому что он неблагоприятно влияет на течение беременности. Наш центр, кстати, специализируется на оказании помощи беременным с заболеваниями сердечно-сосудистой и эндокринной систем.

С другой стороны, следует заметить, что уровень материнской смертности у нас в республике составляет всего 0,9 на 100 тысяч живорожденных детей. За последние два года зарегистрировано лишь по одному случаю смерти женщины во время беременности и в послеродовом периоде, что говорит о высоком уровне оказания им медицинской помощи.

«БН»: — Всегда считалось, что беременная женщина должна вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек.

Наталья БОГДАНОВИЧ: — К сожалению, не все следуют этой заповеди. В результате попадаются роженицы с наркотической, алкогольной, никотиновой зависимостью, что пагубно влияет на малыша и приводит к различным порокам развития. Более того, даже во время грудного вскармливания некоторые женщины курят и употребляют алкоголь, хотя знают, что это вредно для младенца.

«БН»: — Одним женщинам природа дает детей легко, но они их не берегут. Другие же, наоборот, не могут иметь малышей. Как современная медицина помогает в этом?

Наталья БОГДАНОВИЧ: — Сейчас большую популярность приобрел метод экстракорпорального оплодотворения, который используется и в нашем центре. Благодаря ему примерно 40 процентов обратившихся пар имеют детей. Это среднемировой показатель.

«БН»: — А как церковь относится к ЭКО, суррогатному материнству и другим современным методам рождения детей?

Отец Павел: — Позиция Русской Православной Церкви четко сформулирована в основах социальной концепции, принятой на Архиерейском соборе в 2000 году. Есть знаменитое выражение: тот, кто будет человеком, уже человек. И вопрос статуса эмбриона до сих пор не решен. Поэтому, не решив основную антропологическую проблему, нельзя принимать законы в сфере репродуктивных технологий, как теперь пытаются сделать в нашей стране. Говоря об ЭКО, здесь есть момент редукции. Это остановка жизни уже зачатых эмбрионов. А это значит, что убивается уже начатая жизнь.

«БН»: — Церковь всегда была и против абортов...

Отец Павел: — Да. Поэтому сейчас мы решили не только осуждать, но и делать практические шаги в этом направлении. По соглашению между религиозными организациями и Министерством здравоохранения начинает работу пилотный проект о предабортном консультировании в шести женских консультациях. И еще. Появился препарат, который позволяет без хирургического вмешательства на ранних стадиях прерывать беременность. Мы считаем, что это также узаконенное убийство.

«БН»: — В обществе бытует мнение, что мало детей рождается из-за экономических трудностей. Насколько оно соответствует действительности?

Андрей РАКОВ: — Конечно, экономика в значительной степени влияет на рождаемость и смертность. Каждый последующий ребенок отбрасывает семью к нижнему краю своей среды. Отсюда и стремление людей к малочисленным семьям.

Хочу одновременно сказать вот о чем. Меня тревожит, что, по подсчетам специалистов, к 2030 году страна может лишиться одного миллиона трудоспособного населения. И до сих пор не слышно, что общество собирается сделать, чтобы минимизировать этот неприятный прогноз. А если ничего невозможно сделать, то надо строить планы развития экономики с учетом этой цифры.

«БН»: — В обществе бытует спорное мнение о том, что детей рождается мало, потому что живем мы не слишком богато. Против этого есть контраргументы. Лет 50 назад жили намного беднее, а детей рожали чаще, трое детей считалось практически нормой. С другой стороны, в западных странах, где уровень жизни выше нашего, рождаемость теперь тоже низкая.

Наталья ЗАХАРОВА: — Дело в том, что полстолетия назад наше общество было традиционным. Оно нацелено на продолжение рода. Беларусь, как развитая индустриальная страна, уже давно вступила в другой период. И она не ориентирована на многодетные семьи. Если мы хотим повернуть ситуацию в сторону улучшения демографии, то это значит, что большая часть женщин должна родить по три ребенка, остальные по два. А семей без детей и с одним малышом почти не должно быть. А как их мотивировать? Дело в том, что старые постулаты о том, что вырастет ребенок, он будет опорой в старости или создаст семью, где будут все вместе работать, уже давно неактуальны. Теперь государство содержит стариков, роль физического труда ослабевает.

Поэтому, если дети не становятся ценностью, безотносительно к экономическому фактору, а именно духовному, то их не будет много. Мы можем вложить очень большие деньги в улучшение демографической ситуации, стимулирование рождаемости и не достичь успеха.

Это вовсе не означает, что экономические мотивы совсем не работают. Возьмем, например, Францию. Она практически не стимулирует рождение первого ребенка, за него там ничего не платят. За второго — немного. Но на третьего ребенка идут очень большие преференции.

Возвращаясь же к неэкономическим методам, хочется сказать, что наше общество должно всячески пропагандировать через школу, СМИ и другие общественные институты приоритет семьи с 2—3 детьми по сравнению с одним ребенком, тогда можно рассчитывать на некоторые подвижки.

А еще общество живет в эпоху потребления. Это предусматривает поиск удовольствий. А ребенок — это труд, забота. Поэтому и стремятся заменить его чем-то сиюминутно приятным. В противовес этому надо пропагандировать истинные семейные ценности путем утверждения, что счастье — это нечто большее, чем только удовольствие.

И ребенок здесь должен восприниматься как средство самореализации родителей. Хочется, чтобы для них большая семья была как патриотический шаг, чтобы думали о том, что дети обеспечат им не только сытую, но и спокойную старость.

«БН»: — Мы видим, что в обществе потребления с его массовыми соблазнами практически нет места многодетной семье. И, тем не менее, есть люди, которые осознанно идут на то, чтобы иметь пятеро и даже больше детей. Какими побудительными мотивами они при этом руководствуются?

Наталья ЧЕРНЯВСКАЯ: — Мой характер не позволил бы завести пятеро детей. Но когда я видела поддержку мужа, его веру в то, что все будет хорошо, то это давало мне силы.

Когда у меня родились двое детей, мальчик и девочка, то можно было считать свою миссию выполненной в соответствии с бытующими в современном обществе стандартами. И тут я поняла, что ожидаю третьего ребенка. Некоторые стремятся от него избавиться из-за якобы экономических сложностей. А я так сделать не могла из-за страха перед Богом, из-за того, что за все нужно будет когда-то отвечать. Словом, человек должен иметь высокие идеалы, которые преобладают над сиюминутным удовольствием. Бог помогает жить для других. Потому верующая мать, узнав, что у нее будет третий ребенок, не впадает в панику, и не тревожится о том, как будет жить дальше.

«БН»: — А сейчас хочется затронуть проблему смертности. Какие факторы сокращают жизнь человека?

Ольга БАРТМАН: — К сожалению, наши мужчины живут в среднем на 12 лет меньше женщин. И в этом виновата их модель поведения. Они часто бывают неосмотрительны, совершают рискованные поступки, злоупотребляют спиртным и курением. Попутно замечу, что алкоголь является двойным врагом демографии, так как не только сокращает жизнь, но и провоцирует семейные неурядицы и, в частности, разводы.

«БН»: — Поскольку запретить спиртное мы не можем, то способны ли хотя бы ограничить его употребление? И как вы относитесь к идее разрешить продавать спиртное не с 18 лет, как сейчас, а с 21 года, как в некоторых странах?

Ольга БАРТМАН: — Есть две меры противодействия злоупотреблению спиртным. Это повышение цены и ограничение мест продажи. Но, к сожалению, эти два принципа пока работают недостаточно эффективно. А что касается возраста, то Минздрав уже неоднократно выступал с инициативами увеличения его до 21 года. В верхах говорят, что это неплохо, но реальных шагов пока никто не делает. А ведь чем позже человек начнет приобщаться к спиртному, тем большая польза будет для него.

Или возьмем курение. Доказано, что треть смертей от онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний непосредственно связана с ним. Представьте, сколько жизней мы могли бы сохранять каждый год, если бы общество отказалось от табака. А для преодоления этих вредных привычек, на мой взгляд, надо культивировать моду на здоровый образ жизни. Мода — это великий двигатель во всех сферах.

И еще. Много говорится о вредных для здоровья привычках и очень мало о стрессах. А они ведь тоже медленно убивают тысячи людей. Поэтому в СМИ надо вести активную пропаганду профилактики стрессов и правильного выхода из них. Диетологам, наркологам мы даем много места на страницах газет, а вот психологам — маловато.

«БН»: — Еще один аспект современной демографии — семейное неблагополучие. Сироты при живых родителях — это реалии нашей жизни.

Светлана ЛУПАЧ: — Проблемы в отношении человека к жизни. Однажды я беседовала с пьющей матерью. Она говорила, как плохо теперь жить. А ей в ответ: дети здоровы, крыша и еда есть, войны нет, разве это плохо... Думаю, что пьянство и провоцируемое им семейное неблагополучие является следствием низкой самооценки людей. Если мы научим человека понимать необходимость его обществу, ряд его проблем, связанных с пьянством, уменьшится.

А еще надо общаться с пьющими мамами и папами. Иногда у них есть преувеличенные обиды на жизнь. И надо помочь в этом разобраться. Поймите, легче всего махнуть рукой на пьяницу, гораздо сложнее помочь заблудшей душе.

Отец Павел: — Один из основных принципов христианства, на мой взгляд, заключается в замечательных словах преподобного Серафима Соровского: «Спасись сам и тысячи вокруг тебя спасутся». Это значит, что если ты действительно озабочен демографической проблемой, то показывай пример во всем: будь открытым к детям, не делай абортов, борись за любовь, помогай, как говорила предыдущая собеседница, заблудшим душам и делай многие другие добрые дела.

И в заключение сегодняшнего разговора хочу сказать следующее. Если мы не изменим восприятие мира, не обретем новую жажду жизни, то можем исчезнуть с лица земли. И тогда лет через сто сюда придут другие народы, у которых эта жажда сильнее.

В конференц-зале «БН» дежурил Василий ГЕДРОЙЦ

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter