Когда уровень режиссера станет равен уровню зрителя...

По «жизненным обстоятельствам» приходится смотреть современные детские мультфильмы. Целыми сериалами. Среди них и «Аркадий Паровозов» - цикл, в котором дети попадают в разные неприятности. В этот момент появляется спаситель: «Но Аркадий Паровозов Кстати мимо пролетал И сказал он этим детям Очень важные слова. Уважаемые дети, Гришка, Мишка и Мартышка! Никогда не суйте руки В электрический звонок». Ну, вы поняли, весь цикл – этакий «белый стих», который в данной художественной интерпретации особых умственных усилий не требует. Ни от кого.


И вот я подумал – а ну, случись делать такой мультик 90 лет назад, в СССР 30-х (совсем не «жирных») годов, - как бы тогда было с текстами? А их заказали бы Сергею Владимировичу Михалкову. Вы можете его уважать, не любить, считать столпом, не ценить вообще, но не помнить «дядю Степу» вы не можете. Не забывается, хоть ты жизнь проживи. А «дядя Степа», согласитесь, в разы повыше будет, чем «Аркадий Паровозов».

Не самый, кстати говоря, плохой мультик – в меру полезный, в меру развлекательный, в меру плохо нарисованный. Понятно, что при его создании литературное и любое другое качество были заранее принесены в жертву производительности и тиражности. То же самое еще раньше случилось со швейными машинками «Зингер», с фотоаппаратами «Лейка» - со всем тем, что сто лет назад человечество пыталось делать (и делало!) на века. Качественно. Красиво. С гордостью за свои умения.

Может быть, мастера прошлого не справились бы с современным темпом, с непрерывно потребляемыми объемами? Да нет, если о мультиках - то хоть Кукрыниксов вспомните с их карикатурами, задавшим тон на десятилетия вперед, и с их же производительностью. Умела советская интеллигенция работать, возьмите «дядю Степу» или космические корабли, - умела.  

Мысль двинулась дальше: а что, если создатели «Паровозова» даже не ставили перед собой такую задачу: сделать хорошо. Сделать быстро и много – это да, денег срубить – обязательно, а вот про «хорошо» (и уж тем более «не стыдно») – не задумались? И вот это пугает. Потому что наши дети с памперсов привыкают к одинаковому, одноразовому, нежалкому и незапоминающемуся. И если с памперсами оно и хорошо, то вот с культурой (в том числе и с промышленной культурой, и даже с культурой сидеть за накрытым столом) – это плохо.

Загадка для меня, что западные элиты, откуда безудержное потребление (а вместе с ним и культ одноразового) и пошло, будто этого не видят. А ведь и до их священной коровы – политического истеблишмента – это скоро дойдет и на нем скажется. Яркие, харизматичные, выделяющиеся национальные лидеры перестанут быть нужны. Их не будут воспринимать, их начнут опасаться, их «тупо» не поймут. Не смогут. И не приводите в пример Ангелу Меркель, лучше попытайтесь вспомнить, как выглядел Франсуа Олланд. И кто это вообще. Подскажу: Франция – третья, а теперь уже и вторая экономика Евросоюза. А оно вот как - безлико.

Процесс замены «вечных» вещей на одноразовые уже почти закончился. Соответственно, практически завершена и история европейских мастеров – немецких, итальянских, швейцарских. Все делается в Азии (а будет – и в Африке), европейцы теперь лишь хорошо ставят «лейблы» и умело защищают авторские права. Процесс замены в головах «ценностей» на «мимолетные интересности» не будет быстрым, но он, к сожалению, непрерывно идет. Это хорошо видно, если просто укрупнить масштаб: вплоть до сегодняшнего дня есть ли мировые лидеры, могущие стать вровень с де Голлем, Сталиным, Рузвельтом, Черчиллем? Я уж не говорю о серьезном искусстве, место которого практически повсюду занял постмодернизм.

Творцы и идеологи общества потребления, резонно рассчитывают, что оглупленным обществом будет гораздо легче управлять. Но «бездна тоже всматривается в тебя» - и с какого-то момента само общество будет требовать лидеров себе под стать. Во всех областях. Таких, как Аркадий Паровозов, потому что он и будет тот понятный обществу герой. Плоть от плоти, что называется, и кость от кости. Нам не нужно хорошее, мы даже не знаем, каким оно может быть – хорошее, дайте нам привычное.  

Я не знаю, что делать. Не представляю, как маленькая Беларусь сможет противостоять давлению всего «цивилизованного» мира. Для меня ясно, что бороться нужно, даже если это сразу кажется делом проигранным. Читать книги, запоминать стихи, слушать классику, смотреть искусство – это все правильные и одновременно пустые слова. Это надо делать, но – не поможет.

И остается надеяться, что появится кто-то, кто уже нашим внукам скажет какие-то очень важные и понятные им слова. Может быть, и тот самый «Аркадий Паровозов». Потому что, боюсь, даже он на фоне будущего «пиршества духа», которое ожидает наших внуков и правнуков, покажется гигантом мысли.

А «дядя Степа» уйдет в спецхран, как оригиналы до сих пор не превзойденных древнегреческих статуй. И хорошо, хоть так. С наступающим вас!

mukovoz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter