7 сентября в народном календаре сразу два значительных «прысвятка» — «Цiт–лiстападнiк» и «Баўтрамей».
Опадают листья с деревьев. В народе же с давних времен жила вера в особую миссию растительности, и часто люди преклонного возраста верили: каждый листок и каждая травинка — это наши предки. Мне самой доводилось слышать в экспедициях: «То ж не проста лiсткi, а дзяды нашы. Колькi лiсткоў — столькi i душ».
В лесах в это время, кроме грибных урожаев, любителей «тихой охоты» манит спелая брусника — вкусная и очень полезная ягода. Ее кустики ценны не только своими плодами, но и листочками, которые собирали для лекарственных целей два раза в год — весной, еще до цветения, и осенью, после сбора ягод. Сушеные листья брусники использовали для целебных чаев–отваров — противовоспалительных, мочегонных, вяжущих. Так что этот маленький кустик в белорусских лесах — настоящий клад. Ягоды брусники прекрасно сохраняются. Очень популярна была когда–то брусника моченая, а в виде пюре ее традиционно использовали как прекрасное дополнение к курице, индейке и рыбе. У нас никогда не «хлебали лаптем щи», и про брусничный соус знали многие хозяйки. Варенье из брусники с яблоками или грушами — для Беларуси вообще классика. Оно не требует много сахара, а его легкая горчинка придает вкусу пикантность и изысканность.
7 сентября почитают апостола Варфоломея, по–народному — «Баўтрамея». В это время начинают отлет в теплые края аисты, чтобы ровно через девять месяцев — 7 апреля, на Благовещение, — вернуться назад, словно принося благую весть о непорочном зачатии. А потому: «Святы Баўтрамей пасылае буслоў па дзяцей». По состоянию погоды в этот день определяли характер всей осени.
8 сентября — Наталья–овсяница, начинается уборка овса.
10 сентября вспоминают преподобного Моисея Мурина. В молодости Моисей был атаманом разбойников и вел далеко не праведный образ жизни. Однако пришло время, и он раскаялся, ушел в монастырь и предался подвижничеству. Наверное, потому что Моисей смог измениться, исправиться, особенно его почитали женщины — как избавителя от пьянства, особенно запойного, своих мужчин. Пьянство в народе считалось одновременно «цяжкай хваробай» и «распустай». Пьянство может приводить к сумасшествию, самоубийству или смерти от огромного количества выпитого, что также приравнивалось к самоубийству, ведь человек сам идет к своему концу и приближает его. В народе верили, что причиной всему может быть «сурок», сглаз или проделки черта, которого и считали «вынаходнiкам гарэлкi». Считали, что человек в хорошем подпитии вступает в очень опасную коммуникацию и рискует быть «акручаны» чертом. Поэтому наши предки проводили определенные действия, чтобы избежать подобной незавидной участи. Для чего (как говорится, в профилактических целях) еще маленькому ребенку сразу после рождения натирали полость рта ломтиком кислого яблока: надеялись, полученные таким образом неприятные ощущения уберегут его в будущем от употребления «горкай». Ну а когда требовалось спасать от пьянства взрослого человека, изготавливали специальные настои с разными малоприятными добавками — с тем чтобы вызвать у него отвращение к водке.
Существовал также запрет на употребление недопитой водки, слитой из двух «пляшак», — чтобы не отравиться алкоголем (может, от того ее теперь так старательно «допивают»). Еще один способ «не быць счараваным праз гарэлку» — прежде чем выпить, рюмку нужно поставить на мизинец и затем... перекрестить. Когда ели и пили из одной посуды, рюмку пускали по кругу, начиная с хозяина, и обязательно — «по солнцу». Если «против солнца» — «гарэлка не пойдзе на спажытак, а толькi нашкодзiць». Хотя, очевидно, самый надежный способ избежать алкогольных бед — не пить.
Советская Белоруссия № 169 (24799). Пятница, 4 сентября 2015