Когда у нас появится хорошее кино?

Накануне открытия многозального кинотеатра «Беларусь» его посетил Президент...

Накануне открытия многозального кинотеатра «Беларусь» его посетил Президент. Здесь, в новом мультиплексе, состоялся острый и обстоятельный разговор о настоящем и будущем белорусского кинематографа.


Жизнь продолжает опровергать героя известной ленты «Москва слезам не верит», который утверждал, что ТВ обязательно вытеснит театр, оперу, балет, кино... Телеприемники сегодня есть в каждом доме. Видеомагнитофоны и DVD–плейеры стали такой же обыденностью, как когда–то диафильмы. А люди все равно идут в залы с белыми экранами. Причем, судя по статистике продаж, с каждым годом кинотеатры посещает все больше зрителей. А вот какую продукцию мы смотрим?


Министр культуры Владимир Матвейчук вчера поделился интересными цифрами. Оказывается, 36 процентов фильмов на наших экранах — производства США, 30 процентов — поступают из России, 24 процента — сняты в странах Евросоюза. Белорусские ленты в общем показе занимают скромные 5 процентов. И особого прогресса пока не видать... Вчера и меня, и моих коллег–журналистов не слишком впечатлили фрагменты новых кинолент, которые были продемонстрированы Президенту.


— Так когда же у нас будет нормальное кино? — жестко и вполне конкретно спросил Президент у министра культуры, руководителей «Беларусьфильма» и присутствующих в зале режиссеров и актеров. — Вы уже 15 лет обещаете, что снимете хорошие фильмы. Где эти картины?


Ответил гендиректор Национальной киностудии «Беларусьфильм» Владимир Заметалин. По его словам, к 2010 году полностью закончится реконструкция и модернизация киностудии. Это крайне важно, потому что обычные ремонты, не говоря уже о полноценной модернизации, не касались «Беларусьфильма» больше 40 лет. А когда студия обновится, она, по мнению Заметалина, и станет безостановочной фабрикой кинопроизводства. Более того, наступит время кинематографического прорыва. Не буду скрывать, такая логика впечатлила. Однако есть и маленькое «но».


Сфера кино — больше чем производство. Нужны, безусловно, студии, аппаратура, техника и деньги. Без этого ничего быть не может. Но известно, что даже очень большие бюджеты еще не гарантия хорошего контента, т.е. содержания. Куда больше чем комфортабельные павильоны нужны интересные сценарии, художественные решения режиссеров, яркие актеры. Да и о продюсерах, администраторах не стоит забывать. Есть ли все это у нас? Вот в чем вопрос, как говорится в таких случаях.


На «Беларусьфильме», как мне кажется, это прекрасно понимают и о «кадрах» вчера говорилось много.


Да, сейчас наш кинематограф столкнулся с проблемой смены поколений. Многим белорусским режиссерам далеко за 60. Молодая творческая генерация, способная заменить «аксакалов», пока не просматривается. Определенные надежды возлагаются на выпускников академии искусств. Но сколь сильны ресурсы академии? Придут ли сюда преподавать опытные профессионалы, когда зарплата педагогов здесь, как было сказано вчера, 300 — 600 тысяч рублей? Приводились и другие аргументы, доказывающие, что действительно «нелегко», а порой и «трудно».


Но какое до всего этого дело зрителю? Он хочет видеть интересную картину и готов поддерживать своим кошельком только качественное кино. Такое как «Дикая охота короля Стаха», «Дубровский», «В августе сорок четвертого...», «Альпийская баллада». Эти картины не нуждались ни в рекламе, ни в конферансе. Картин именно такого уровня зритель наверняка и ожидает от сегодняшних творцов «Беларусьфильма». Поэтому несколько «повисла» претензия одного из выступавших, что слаба, мол, пропаганда белорусского продукта. Что во многих магазинах, торгующих кинопродукцией, не сыщешь отечественных картин. Что в Беларуси снимаются анимационные фильмы для детей, а об этом вообще мало кто знает. Все это правильно, упрек закономерный. Слабовато у нас «раскручиваются» наши ленты, это надо признать. Но в первооснове должно быть кино, которое само говорит за себя...


Президент внимательно выслушал все мнения о сложностях кинематографа. И высказал точку зрения: тем, кто создает кинопродукт, надо в корне менять стиль работы.


— Пока не начнете работать по–на
стоящему, денег больше от государства не получите, — жестко поставил условия Президент. — Ни под честное слово, ни под обещания. К сожалению, так сложилось, что у нас кинематограф знает только один финансовый источник — бюджет. Но разве так сегодня обстоит дело на Западе, в России? Там ищут инвесторов, берут кредиты и из кожи лезут, чтобы создать качественный фильм, раскрутить его и, как говорят, «отбить» вложенные деньги. А у нас вся надежда на государство. Но когда берутся деньги, которые не надо возвращать, то и результат получается соответствующий.


По словам Президента, если наши кинематографисты на заемные средства создадут классные картины, то государство компенсирует им все затраты и даже сверх того. В тон Президенту высказались и руководители телеканалов. Руководитель ОНТ Григорий Кисель заверил коллег–кинорежиссеров, что «хоть сегодня готов покупать у них фильмы» по тем же расценкам, которые выставляются за американские блокбастеры. Но по–настоящему классных картин он пока не видит. А терять рейтинг телеканала только для того, чтобы реализовать лозунг: «Купляйце беларускае!» — какой здравый и умеющий считать деньги ТВ–менеджер захочет?


На этом месте я ставлю многоточие...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter