Когда “твое” и “мое” станет “нашим”?

В Москве состоялось четвертое заседание постоянно действующего при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России семинара на тему: “Экономическая интеграция между Республикой Беларусь и Российской Федерацией — важнейшее условие строительства Союзного государства”.

Экономическое сотрудничество должно приносить ощутимые социальные результаты
Заместитель председателя комитета Государственной думы по делам женщин, семьи и молодежи, член комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Александр Сизов затронул проблемы планирования экономического и социального развития Союзного государства. Оно, по его мнению, должно исходить из Договора о создании Союзного государства, базирующегося на принципах социального равенства государств-участников и закладывающего базу для развития единого правового пространства.
К предметам исключительного ведения Союзного государства отнесено создание правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равных условий и гарантий для деятельности хозяйствующих субъектов. К совместному ведению — инвестиционная политика в интересах рационального разделения труда, согласованная социальная политика, включающая вопросы занятости, миграции, условий труда и его охраны, социальные гарантии.
Только в рамках союзных программ на 8 тысячах предприятий с обеих сторон занято 300 тысяч работающих. Общая численность населения, так или иначе связанная с интеграционными отношениями, особенно в регионах, по некоторым подсчетам, превышает 8 миллионов человек. Это огромная армия людей, занятость которых, как и развитие отраслей и регионов, решение социально-экономических вопросов, обеспечивают именно межсоюзные контакты. Поэтому, убежден Александр Сизов, необходимо подготовить общий кодекс законов о труде или по крайней мере унифицировать национальные законодательства.
Общий рынок труда уже формируется, сказала главный специалист Главного управления политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Татьяна Витковская. Одним из направлений совместной работы является создание единой межгосударственной автоматизированной системы общего рынка труда, которая должна включать сведения о свободных рабочих местах, данные о заработной плате, условиях труда и проживания, квалификационные требования. Кроме того, нужен банк данных о работниках, желающих трудоустроиться или сменить место работы, каталоги трудоизбыточных и трудонедостаточных профессий и специальностей, информационные материалы о возможности трудоустройства в России и Беларуси. А при региональных службах занятости обеих стран следует открыть специальный сайт. С 1 июля в Беларуси вступил в силу закон о занятости населения, унифицированный с аналогичным российским законом. Поэтому, считает Татьяна Витковская, целесообразно наладить регулярный обмен статистическими данными о занятости населения, создать национальные, а затем и единый банк вакансий или единую информационную систему общего банка труда.
Как сломать забюрократизированный механизм принятия решений?
Союзное государство, констатировал заместитель председателя комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, связи и предпринимательству Республики Беларусь, заместитель председателя комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Виктор Герасимов, — наиболее продвинутый проект на постсоветском пространстве. Его успех будет означать, что на просторах бывшего Советского Союза возобладали естественные тенденции к интеграции и сотрудничеству. Вместе мы можем многое. К примеру, союзная программа “Лен” открыла второе дыхание для десятков коллективов и всей отрасли, дала уверенность в завтрашнем дне тысячам специалистов, работающих в льняном комплексе наших стран.
Однако разработка актуальных программ осложняется формальным, забюрократизированным процессом межведомственных согласований, получения экспертиз, заключений и так далее. В итоге ряд проектов, имеющих высокую степень готовности, не попадает в союзный бюджет. Затруднен доступ к бюджетным ассигнованиям так называемым “инициативным” программам. Например, программа “Формирование общего аграрного рынка Союзного государства из резервного фонда” с 2001 года полностью так и не принята.
Есть и другие проблемы. Отсутствие реальной союзной собственности и установившийся порядок финансирования реализации программ во многих случаях затрудняют доступ к средствам союзного бюджета ряду потенциальных участников или снижают его эффективность. Например, на программу “Развитие дизельного автомобилестроения” при утвержденных объемах 3,37 млрд. российских рублей за период с 1999—2002 гг. было выделено лишь 1,5 млрд. Финансирование же новой программы “Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года” поставлено в прямую зависимость от погашения кредитов, полученных заказчиками из бюджета Союзного государства за прошлый период.
Единый Таможенный кодекс может принять только легитимноесоюзное правительство
Два наших государства активно унифицируют национальные таможенные законодательства, отметила заместитель начальника Управления организации таможенного контроля ГТК Республики Беларусь Наталья Рынкевич. Однако из-за отсутствия единой координации их развития в полной мере это сделать невозможно. Например, при перемещении товаров по территории Союзного государства в каждой стране они будут подлежать национальным таможенным процедурам. Чтобы решить эти проблемы, необходим таможенный кодекс Союзного государства.
Что касается режима нашего таможенного союза, считает заместитель начальника Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного комитета Союзного государства, доктор экономических наук, профессор кафедры международной торговли Всероссийской академии внешней торговли Андрей Сотников, здесь все гораздо сложнее, проблематичнее и драматичнее. Дело в том, что в российско-белорусском таможенном союзе унифицированных за последнее время норм нет. А случайное совпадение не дает нам выхода на единую таможенно-тарифную политику. Но самое главное, Россия вплотную приблизилась к вступлению в ВТО. И тарифный опер не является открытой темой. Насколько сегодня совпадут или не совпадут ставки таможенных пошлин, говорить сложно. Но, чтобы сохранить таможенный союз, белорусской стороне придется принимать позицию, зафиксированную в тарифном опере России. А из-за разных экономических систем и разного ими управления сделать это непросто.
От того, насколько успешно мы будем формировать режим свободной торговли и таможенный союз, зависит и судьба многих интеграционных построений на пространстве СНГ. Если мы успешно сформируем общий таможенный тариф, к нему могут присоединиться страны
ЕврАзЭС. В первую очередь Казахстан, в дальнейшем — Узбекистан, Таджикистан и так далее. Российско-белорусский союз — ключ ко всем интеграционным экономическим построениям на пространстве СНГ.
Есть союзная собственность — есть развивающаяся союзная экономика
Представитель от правительства Москвы в Совете Федерации, председатель комиссии по экономической политике Олег Толкачев не сомневается в том, что в первую очередь необходимо принять Основной закон единого государства. Это позволит избрать легитимный союзный парламент, разобраться с делегированием государствами-участниками полномочий Союзному государству. Сформировать полноценное, работоспособное правительство, которое назначит министров, сформирует комитеты либо министерства. Перед таким Союзом, правительством, парламентом союзные министры будут нести ответственность в полном объеме. Значит, союзные программы будут финансироваться вовремя и в достаточном объеме.
Сегодня, сказал Олег Толкачев, ситуация радикально иная. Нынешнему парламенту в рамках союзного бюджета — а в 2007 году он будет 3,8 млрд. российских рублей, что, например, меньше бюджета российского Пенсионного фонда — все время приходится рассказывать, объяснять, убеждать финансовые органы России и Беларуси в необходимости выполнять обязательства, которые на них возложены. А причина в том, что не Союз назначает этих министров, поэтому и союзных рычагов воздействия на национальные минфины нет. К тому же и принимался основной финансовый документ в апреле—августе. И только в этом году бюджет-2007 — впервые! — был принят в декабре 2006 года.
Что касается союзного кошелька, то основой любого бюджета — семьи, государства — является собственность, которая должна быть не только создана, но и зафиксирована. Отсутствие учета союзной собственности приведет к тому, что будущим поколениям найти и понять, что было создано на союзные деньги, будет очень непросто. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: союзная собственность учитывается, развивается, но формально принадлежит не Союзному государству, а государствам-участникам, на территории которых находится. Это правовой нонсенс.
Поэтому, уверен Олег Толкачев, необходимо как можно скорее создать подразделение по регистрации союзной собственности, системная работа с которой не только назрела, но и перезрела. И деньги на это в бюджете есть. Непонимание, нежелание или в каком-то смысле неумение решать вопросы формирования союзной собственности, считает Олег Толкачев, и являются сегодня главным тормозом создания реального союза.
Также в рамках семинара были рассмотрены проблемы и перспективы экономического взаимоотношения России и Беларуси, ход реализации совместных программ и мероприятий в экономической области, макроэкономическая координация и конвергенция российской и белорусской экономики и другие.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter