Когда цель оправдывает средства

Уверенность, что целевой подготовке специалистов нужно уделять больше внимания, не раз звучала на самом...

Уверенность, что целевой подготовке специалистов нужно уделять больше внимания, не раз звучала на самом высоком уровне. Сегодня возможность учиться бесплатно в вузе или ссузе на условиях трехстороннего договора (абитуриент — учебное заведение — предприятие) есть у желающих трудиться в сфере сельского и лесного хозяйства, здравоохранения, образования, транспорта и некоторых направлений культуры и искусства. На отдельные специальности нынче зачисляли до 30 процентов таких первокурсников! Не исключено, что уже в следующем году список профессий, обучаться которым можно по целевому направлению, станет длиннее. Для привлечения целевиков в Министерстве образования обещают внести корректировки в правила приема в высшие и средние специальные учебные заведения.


Алло, мы ищем кадры!


Схема целевой подготовки сегодня проста: абитуриент заключает договор с учреждением образования и предприятием, где обязан отработать пять лет после университета (три года — после колледжа), и поступает в итоге на бюджет по отдельному конкурсу. Владимир Зданович, один из разработчиков Кодекса об образовании, уверен: здесь должны быть заинтересованы все стороны — и студент, и вуз, и организация, тогда молодой специалист гарантированно получит первое трудовое место, а предприятие — ценного работника.


В лидерах — аграрное образование: в вузах Минсельхозпрода сегодня среди первокурсников больше половины целевиков. Но и другие отрасли подтягиваются. К примеру, в Минской области в этом году к работе приступили более 200 специалистов, получивших таким способом образование за счет бюджета. А в Гродненской — только в педагогическую среду влились 45 вчерашних студентов–целевиков. Впрочем, это немного, считает местное руководство, ведь всего–то пару лет назад из райцентра да даже из городского поселка направление не давали, сейчас же его можно получить в любом населенном пункте, где до 20 тысяч жителей. В итоге под нововведение подпадает большинство районных городов. Вот цифра и увеличилась в разы. И если в Гродненской области в 2008 году выписали только 42 направления для будущих учителей, то в прошлом — уже 152!


И все же целевое распределение сегодня лишь частично решает проблему нехватки кадров на периферии, обращает внимание Ольга Мущинская, главный инспектор отдела высшего образования Министерства образования. Да, отучившись по целевому договору, специалист занимает обещанную вакансию, получает надбавку к зарплате в течение всех пяти лет отработки. Это плюсы. Но ведь и трудностей по–прежнему хватает, при этом решение многих неизбежно возникающих вопросов зависит исключительно от местных властей: нужно человека заинтересовать, предоставить достойные условия труда, обеспечить жильем... Тогда и будет интерес. К сожалению, у некоторых руководителей энтузиазма — ноль.


В чем на собственном примере убедилась Анжелика Ткачева, когда по целевому направлению приехала на должность бухгалтера в один из агрогородков Гомельской области. Здесь же вышла замуж, надеялась и дальше работать в родном хозяйстве, получить домик. Но не тут–то было! Жилье по целевой программе для нуждающихся строили быстро, вот только очередное новоселье там справляли отнюдь не новоиспеченные работники совхоза. На все просьбы молодому специалисту местные власти отвечали однотипными отписками: «Свободного жилья в настоящее время нет, пригодного для проживания и предоставления вам не имеется». Домик все же нашелся, но лишь после того, как Анжелика обратилась за помощью в вышестоящие инстанции. Да и тот в соседнем населенном пункте, куда ни доехать, ни добраться...

Работа на вырост


Есть стереотип, что в целевики, мол, идут лишь те, кому не под силу поступить на бюджет самостоятельно, вот и прикрываются договором с предприятием. Чего греха таить, среди таких студентов действительно встречаются откровенно слабые, кто нередко попадает в список отчисленных за неуспеваемость. Но равнять всех под одну гребенку не стоит. Вот и университеты этот стереотип успешно опровергают: сегодня немало достойных абитуриентов направление берут осознанно, чтобы по распределению попасть ближе к дому — тут и с жильем попроще, и карьерные перспективы радужнее.


Среди идейных целевиков и Диана Станчик, студентка 6–го курса Белорусского государственного медицинского университета: ее баллы вполне позволяли попасть на бюджет по общему конкурсу. Но от целевого она не отказалась, стала студенткой лечебного факультета, а после пятого курса, когда выбирали специализацию, остановилась на акушерстве и гинекологии. Ближайшие два года (5–летний срок отработки для целевиков ввели для поступающих с 2009 года. — Авт.) Диане предстоит трудиться на родине, в Могилевской области. А пока до распределения еще несколько месяцев, девушка времени даром не теряет и в качестве медсестры набирается практического опыта в отделении гинекологии 10–й минской больницы. Реально взвешивает свои перспективы:


— В районном городе у молодого специалиста есть возможность сразу окунуться с головой в практику, полноценно выполнять свою работу. Да и увереннее себя чувствуешь, когда знаешь, что стопроцентно получишь рабочее место по специальности, может, и с хорошим жильем помогут.


Договор без обязанностей


И все же немало абитуриентов на месте Дианы просто выбросили бы направление в мусорку (подстраховался, ну и ладно!), поступили по общему конкурсу и остались работать в столице. Это уже что–то вроде тенденции. А что имеем в итоге? Предприятие 5 лет ждет на работу молодого человека, держит для него место... Может, не раз предлагали специалисты, следует урегулировать этот вопрос на законодательном уровне? Получил целевое направление — будь добр отработать.


Впрочем, даже если целевик благополучно доучился, не факт, что он придет в свой первый рабочий день на родное предприятие. Все чаще те, кто в свое время стал первокурсником на льготных условиях, приближаясь к торжественному моменту получения диплома, судорожно начинают искать всевозможные лазейки. И, как иронично заметил один из проректоров вуза, «во что бы то ни стало хотят работать в любом населенном пункте нашей страны, где есть метро». Впрочем, и здесь есть свои «но». Скажем, два выпускника с целевыми направлениями заключили брак, чем не причина для пересмотра их места работы на ближайшие пять лет?


Может, впору вспомнить идею, которую три года назад высказывало руководство БГМУ: целевики не должны обучаться за счет республиканского бюджета, их образование целесообразнее оплачивать из средств заинтересованных областей. Альтернативой называли систему, принятую в управлении по здравоохранению Минской области и впервые опробованную в Солигорске. Там составили список тех, кто отучился год на платном отделении в медицинском университете, и предложили: заключите с нами договоры о трудоустройстве — оплатим оставшийся срок обучения! Стоит ли говорить, что желающих нашлось немало. Правда, эксперимент не удалось довести до конца. После внесения поправки в Бюджетный кодекс денег на подобную статью расходов не нашлось. А ведь неплоха была идея...


Кстати


В России также активно обсуждается идея о введении целевого распределения в регионы выпускников медицинских вузов. В Госдуму уже внесен законопроект, по которому абитуриент может подписать договор, обязывающий отработать не менее двух лет по направлению соответствующего учебного заведения. Тогда его зачислят в вуз на внеконкурсной основе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter