Когда технологии вредят бюджету

Мешают ли ревизорам в общественном транспорте группы в соцсетях, где предупреждают о проверках?

В извечном противостоянии убежденных безбилетников–зайцев и контролеров–ревизоров наметился новый тренд. В социальных сетях возникают целые группы, чтобы предупреждать друг друга о проверках, лишая бригады главного козыря — фактора неожиданности. Дошло до того, что предприятие «Брестгортранс» отправило в местные учебные заведения списки учащихся, замеченных в такой бурной деятельности. Пока непонятно, должны ли теперь директора школ и ректоры вузов призвать ребят покинуть группу или убедить всегда оплачивать проезд. Насколько вообще такие сообщества мешают работе контролеров?

Фото  Виталия  ПИВОВАРЧИКА.

В той самой «группе раздора», недвусмысленно названной «Контролеры–ревизоры БРЕСТ», состоит почти 25 тысяч участников. Их записи чаще всего лишь указывают на место, где работают контролеры: «Поликлиника на кижеватова», «Зубачева еще сидят», «На аэроклубе в сторону центра». Или, наоборот, пишут, где ревизоров точно нет: «Б.шевченко — южный, чисто. 18 авт», «Политех — цум чисто». Короткие, как шпионские донесения в «центр», сообщения служат одной цели: если не избежать встречи с проверяющими, то хотя бы вовремя прокомпостировать талончик. Поэтому администрация группы призывает всех участников быть предельно активными и делиться последними новостями. В статус сообщества даже вынесено изречение Артура Шопенгауэра: «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое». Вот уж не думал мыслитель, что его будут цитировать в таком сомнительном контексте.

Фото  brestcity.com

Но как на участников групп должна повлиять администрация их учебных заведений? Членство в сообществе еще не доказывает, что человек — в принципе заяц. С другой стороны, записи сложно интерпретировать как крамольные: «Ковалевка чистая» — может, подписчик сообщает, что такая–то улица аккуратно убрана дворниками. Или «Зубачева — еще сидят» — кто именно сидит, ведь нет указания на ревизоров? Словом, юридические перспективы здесь, говоря языком адвокатских бюро, незначительны, не поможет никакая филологическая экспертиза. Теоретически и администрация соцсети не примет во внимание доводы контрольно–ревизорской службы «Брестгортранса», чтобы заблокировать сообщество по жалобе, как это бывает с группами, где размещают фильмы в нарушение авторских прав. Кстати, самые активные участники группы не растерялись и уже создали публичный чат, посвященный все тем же точкам дислокации контролеров, в популярном мессенджере Telegram, славящемся своей анонимностью. Узнать здесь, где же учатся участники чата, будет уже нереально. Хотя поступок брестских перевозчиков может послужить примером для остальных регионов. Вот и начальник контрольно–ревизорской службы «Гомельоблпассажиртранса» Жанна Ходаковская рассуждает, что этот опыт нужно изучить повнимательнее:

— Конечно, такие группы мешают нашей работе, осложняют ее, а из–за безбилетников снижается выручка. Ведь если пользуешься общественным транспортом, нужно своевременно оплатить проезд — это обязанность пассажира. Сейчас будем обсуждать возможные методы воздействия на такие группы.


Хотя гомельским ревизорам еще грех жаловаться — в популярной соцсети поиск выдает сразу несколько групп, где следят за передвижениями контролеров, число их подписчиков не превышает нескольких десятков. Сами же и удивляются: почему, мол, мало народу? Немного подписчиков и в других группах в областных центрах — не больше сотни. Достойную конкуренцию Бресту в вопросе самоорганизации зайцев может составить разве что столица: в группе «Где контролеры Минск» состоит почти 24 тысячи человек. Сообщество со слоганом «Мы знаем о контролерах все» работает по тем же принципам: люди делятся сообщениями об остановках или маршрутах, где работают ревизоры. Порой в течение часа набирается сразу несколько записей — подписчики активничают. Но на это начальник контрольно–ревизорской службы филиала «Агентство Минсктранс» Юрий Давидович смотрит философски и даже считает, что такая группа их службе... только на пользу:

Фото  Александра  КУЛЕВСКОГО.

— Конечно, помогает! Мои контролеры уже могут на несколько остановок вперед уехать, а люди будут ориентироваться на запись в группе, ожидать их совсем в другом месте и дисциплинированно оплачивать проезд. Не думаю, что такие сообщества могут реально уберечь от ревизоров: они ведь не сидят на одном месте, а мобильны — постоянно двигаются с остановки на остановку, меняют маршруты. Так что мы не думаем, как с ними бороться — в правовом поле это невозможно. Мы работаем с безбилетниками строго в рамках, установленных законом. Например, видеорегистраторы позволяют нам даже на судебном заседании установить объективную картину.

Так что преданным участникам групп зайцев не мешало бы напомнить: играют с фортуной, рано или поздно она отвернется. А лучше всего отношение к этому социальному феномену описывает фраза уже из другого сообщества — «Подслушано Минск», где люди делятся наблюдениями из жизни города: «На остановке увидел классную картинку. Блондинка в норковой шубе и с 7–м айфоном внимательно читала группу про контролеров. Странно как–то...»

akostyukevich@sb.by

Версия для печати
Рамзес Анубисович
учитывая "качество" работы нашего общественного транспорта - целиком и полностью на стороне студентов из этих групп
АЮВ
Двумя руками "ЗА". А теперь догадайтесь, я двумя руками "за" группы или "за" контролеров? Ладно поясню: Технологии вредят бюджету, но помогают людям. Хотя, хотя... Могу предложить контролерам записаться в эти группы и давать ложные координаты "целей". Засада, называется. Военная хитрость, так сказать. Алигер, ком алигер!
Рамзес Анубисович
учитывая "качество" работы нашего общественного транспорта - целиком и полностью на стороне студентов из этих групп
Сергей, 53, Могилев
Ну если все идет к самоокупаемости, то само собой разумеющееся из-за снижения платы или пассажиропотока будет расти цена перевозок. Просто одни пассажиры будут платить и за себя и за зайцев, вот и все. Не эффективно все это. Лучше убрали б и вовсе все талончики на изготовление которых уходят средства, контролеров, ревизоров, бухгалтеров и т.д. Сделать по всей стране единые правила оплаты проезда в городском транспорте через единый налог на душу населения. Для взрослых полный, для детей 50% и все. А гости того или иного города через "гостевую" оплату налога на пребывание, вот и все. Это еще б и к снижению себестоимости проезда реально привело б.  
Игорь
Мда... Грусть печаль. Прочитав предыдущие комментарии понял, что платить за себя никто не желает. Придумывают вечные оправдания. Потребительство без обязательств прогрессирует.
Из-за таких халявщиков и разваливаются наши автопарки. За какие средства им новые автобусы покупать или старые чинить?
Nika
Нет, ну странные у нас всё-таки граждане. Если нас обсчитали в магазине, обвесили на рынке, больше положенного взяли за коммунальные услуги, мы готовы жаловаться во все инстанции в поисках правды! Ка же, несправедливо отобрали нашу кровную копеечку! Но вот парадокс:  поездки "зайцем" в общественном транспорте при этом никого не смущают.

P.S. Прошу понять данный комментарий правильно. Отнюдь не призываю мириться с некачественным сервисом. Но и совесть тоже надо иметь!  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?