Корреспондент «Знаменки» провела один день с практиканткой в школе

Когда тебе не параллельно

Легко ли молодому педагогу справляться с беспокойными ребятишками, кучей бумажной работы и другими атрибутами учительской жизни?
В свой 21-й день рождения Ира Сацкевич из Крупок учит пятиклассников находить объем параллелепипеда. А все потому, что у студентки 4-го курса физфака БГПУ полным ходом идет практика. Легко ли молодому педагогу справляться с беспокойными ребятишками, кучей бумажной работы и другими атрибутами учительской жизни? Чтобы узнать это, корреспондент «Знаменки» провела один день с практиканткой.

У практикантки Ирины самые хорошие дети
У практикантки Ирины самые хорошие дети

Встала в 6 часов, прихорошилась («учитель должен выглядеть безупречно») и к 7:40 доехала до минской школы №165. Переступая порог, Ира моментально превращается в Ирину Михайловну, хотя внешне ничего не меняется. Сегодня по плану три урока математики у пятиклашек.

Перед началом занятий Ира в учительской получает наставления от куратора, учителя математики Елены Антоновны Кайдак:

– Повторите окружность и порешайте задачи на параллелепипед и круг.

Официально практика длится месяц. С 8 до 14 часов студенты в школе ведут уроки, ходят смотреть на работу старших коллег, проводят психологические тесты, классный час.

Ира в этой школе второй раз. В прошлом году только наблюдала за работой учителей, зато теперь может и преподавать, и оценки выставлять, и тетради проверять.

– Веду математику в пятых классах и физику у девятого, – рассказывает Ира. – Для меня нет большей радости, когда ребята рвутся отвечать, хотят узнать что-то новое.  С детства знала, что буду учителем. Мои бабушка с дедушкой преподавали химию и биологию в школе. Они для меня пример. Я и сейчас за советом к ним частенько обращаюсь.


Cегодня первый урок у 5 «Б» класса. Ребятам предстоит определить, какие точки лежат на окружности, а какие вне ее, поэтому Ира делает рисунок на доске. Подходит Елена Антоновна и каждой точке присваивает букву: «Ты математик, все точки должны быть подписаны».

– Ирина Михайловна, я принес многогранник Эшера! – с порога кричит ученик Дима.

– Ну показывай свой многогранник.

Звонок.

– Здравствуйте, садитесь, – у Иры звучный голос – самое то для преподавателя.

Параллелепипед, куб. Как найти объем, сумму длин всех ребер… Одни помнят, другие путаются. Число, «Классная работа»... Кто пойдет к доске?


– Иди, еще раз объясню, – мягко говорит Ира девочке, которая не понимает, как решать.

Ученица слушает, отвечает на вопросы и в итоге решает задачу.

– Хорошо, молодец! – Ирина Михайловна часто хвалит подопечных.

Следующий урок у 5 «А». Дверь кабинета то и дело открывается: сначала психолог просит поприсутствовать на уроках, потом дежурные отмечают отсутствующих. Ирину эти заминки не смущают.

Дети отвечают резво, постоянно поднимают руки – всем хочется получить оценку...

Снова звонок.

– Спасибо за урок. До свидания!

А мне что?

На перемене вокруг Иры собрались отвечавшие – ждут заслуженной оценки.

– Ребята помладше неусидчивые, – объясняет мне Ира. – Но им надо все знать и интересно выполнять задания. А еще если оценку поставишь!

Только что пришедший 5 «В» огорошивает вопросом: «А почему вы так любите нашу школу?»
– Потому что здесь дети хорошие, – расплывается в улыбке Ира.

…Сначала ребята не понимают, какие стороны у параллелепипеда одинаковые. Тогда Ира берет металлический брусок и показывает наглядно.

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали
Мы писали, мы писали, наши пальчики устали

– А можно зарядку? – оживляется Даниил. Это его обязанность проводить физкультминутку.

– Конечно!

Завершив упражнения, ученик кланяется, будто мастер восточных единоборств.

После уроков – самое время перекусить. В школьной столовой сегодня в меню макароны, шницель «Полесский», винегрет и компот. Учителю нужно много сил, поэтому обед – важная часть дня.

Когда студентка пришла на свой самый первый урок, очень волновалась:

– Понравлюсь ли я детям? А вдруг они не станут меня слушать? Но очень скоро поняла, что нужно вести себя естественно и тогда ученики будут воспринимать тебя адекватно. Я по жизни холерик, но мне всегда удается справиться с нервами. Если ты не можешь держать себя в руках, зачем становиться учителем? Зачем общаться с живыми душами людей? Иди лучше на завод и работай с железом.


Ире нравится креативный подход в преподавании. Недавно провела урок в форме игры – физический биатлон. Выдавала ребятам карточки. Решаешь первый уровень, приходишь за вторым. И кто первым добежит до пятого, занимает первое место.

Скоро все уроки закончатся, останется провести классный час в 9 «Ф» и составить психологический портрет ученика.

– Для первого я выбрала тему «Путь к себе». Девятиклассникам это сейчас очень важно, потому что они выбирают, что дальше делать: остаться в школе, пойти в лицей, колледж или ПТЛ. Надо разобраться в себе и выбрать цель жизни. А для портрета взяла мальчика из 9-го класса. Он хорошо учится, участвует в олимпиадах.


Думаю, с практикой у меня все хорошо. Работать нравится. Писанины, правда, многовато. Но я очень долго ждала этой практики и сожалею, что ее не было у нас на первом курсе. Хочу стать хорошим педагогом, который умеет найти подход к каждому. Ведь знаете, говорят, если нравится тебе учитель, то и предмет понравится.

Фото Сергея ЛОЗЮКА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter